РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Самары Демкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2992/2020 по административному исковому заявлению Тереховой М.В. к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
установил:
Терехова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области об отказе в ее регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.
В обоснование заявления указано, что 31.07.2020 административным истцом в территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Самары Самарской области поданы документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты. Основанием для отказа в регистрации явилось непредставление сведений об изменениях в ранее представленных данных о кандидате либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных. Между тем, данный документ был представлен, о чем выдано письменное подтверждение. Ссылка ответчика на то, что представленный документ не соответствует форме, не основана на законе, так как форму данного документа определяет сам кандидат. Административный ответчик разъяснил возможность устранения недостатков и установил срок для устранения. Данное решение также противоречит закону, поскольку пункт 4 части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД не содержит указания, какие именно сведения относятся к данным о кандидате, а значит, допустимо отнесение всех сведений. Ответчик не указал нормы закона, на основании которого неверное наименование избирательного объединения (его формы) в документах кандидата не подлежит уточнению или изменению, а сведения об избирательном объединении не входят в открытый перечень сведений о кандидате. 05.08.2020 истцом представлено уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа №3 от 09.08.2020 №290/3 об отказе в ее регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа города Самара Самарской области второго созыва; обязать территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Самары Самарской области зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа города Самара Самарской области.
В судебном заседании административный истец Терехова М.В. и ее представитель по устному ходатайству Баландина А.В. требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области Флигиль А.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просит требования административного истца оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Региональное отделение в Самарской области Политической партии "Новые люди" своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не просило, в связи с чем на основании ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, помощника прокурора, полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 23.06.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва на 13.09.2020.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области от 27.06.2020 №241/2 на данную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссий №1 - №20 по выборам депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
16.07.2020 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 3 поступили документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва Тереховой М.В., выдвинутой партией «Новые люди» и включенной в заверенный список кандидатов по одномандатным округам.
31.07.2020 Терехова М.В. представила в избирательную комиссию документы, необходимые для ее регистрации в качестве кандидата.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 09.08.2020 №290/3 заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта 3 пункта 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее - Закон N142-ГД) в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований Самарской области урегулирован статьями 31-37 Закона N 142-ГД.
Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов.
Частью 5 статьи 34 указанного Закона предусмотрено, что одновременно с документами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, уполномоченный представитель представляет заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 142-ГД кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону;
2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом;
3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;
4) документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, предусмотренный частью 5 статьи 34 настоящего Закона (в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу);
5) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
31.07.2020 Тереховой М.В. в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N142-ГД в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №3 представлены документы для ее регистрации кандидатом, о чем выдано письменное подтверждение их получения от 31.07.2020.
Из данного подтверждения следует, что представлены, в том числе, следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на 18 листах, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на 1 листе, копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов на 1 листе, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных на 1 листе, заявление в новой редакции на 2 листах.
При этом в качестве сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, представлено уведомление, в котором указано на техническую ошибку, допущенную в заявлении о согласии баллотироваться, которая заключается в том, что в наименовании избирательного объединения вместо «Региональное отделение» указано «Региональное объединение». С целью устранения неточности приложен верный вариант заявления о согласии баллотироваться.
Сведений о наличии либо отсутствии изменений в данных о самом кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 142-ГД, а именно, относительно изменений фамилии, имени и отчество, адреса места жительства, паспортных данных, гражданства, сведений о профессиональном образовании (при их указании), основного места работы или службы, занимаемой должности и т.п., имевших место в период после уведомления о выдвижении кандидата до представления документов на регистрацию, указанное уведомление не содержит.
Таким образом, в нарушение пункта 4 части 2 статьи 37 Закона N 142-ГД Тереховой В.М. не представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации кандидата, а именно, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 Закона142-ГД, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД территориальная избирательная комиссия 04.08.2020 уведомила кандидата об отсутствии вышеуказанных документов.
05.08.2020 Терехова М.В. представила в комиссию уведомление об отсутствии изменений в представленных ранее данных о кандидате.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 37 Закона N 142-ГД данный документ подлежал представлению единовременно с другими документами не позднее чем за 40 дней до дня голосования, то есть не позднее 03.08.2020.
Предусмотренное частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД право кандидата устранить выявленные в документах недостатки, в частности, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, не предполагает возможность дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, установленные законом.
Так, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, указано, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Уведомление (сведения) о наличии либо отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате является самостоятельным документом, не относится к документам, представление которых возможно в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД либо пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Представленное Тереховой В.М. с основным пакетом документов уведомление об устранении технической ошибки в наименовании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не является требуемым документом, поскольку не содержит сведений о наличии или отсутствии изменений в личных данных о самом кандидате, перечисленных в части 5 статьи 34 Закона N 142-ГД.
Доводы о том, что к личным данным о кандидате относятся также сведения о принадлежности к политической партии, а также доводы об отсутствии утвержденной формы уведомления о наличии или отсутствии изменений в ранее представленных данных, не опровергают выводы комиссии. Причиной отказа является не несоблюдение формы документа, а его несвоевременное представление. В первоначальном уведомлении от 31.07.2020 указано лишь на исправление технической ошибки в наименовании избирательного объединения, а не об изменении партийной принадлежности кандидата. Данное уведомление не соответствует требованиям части 5 статьи 34 и пункта 4 части 2 статьи 37 Закона N142-ГД по содержанию, а не по форме. То обстоятельство, что в расписке о принятии документов данное уведомление учтено как «сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных», не означает, что уведомление является надлежащим. Согласно ч. 5 ст. 37 Закона N142-ГД проверка соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям законов, а значит, и проверка представленных документов на их соответствие требованиям законов, осуществляется избирательной комиссией в течение десяти дней со дня представления документов, а не при приеме данных документов.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом N142-ГД для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в силу пункта 3 части 12 статьи 37 Закона N142-ГД является основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем Тереховой М.В. правомерно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по указанному основанию.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области и возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.08.2020 №290/3 ░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.08.2020.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░