РЕ Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 марта 2014 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Сафоновой Л.Ф.,
с участием помощника прокурора г. Жигулевска Архангельского Е.А.,
представителя заявителя Лисовой А.С. – Лисова А.И., действующего на основании доверенности от 15.03.2013 года,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-540/2014 по заявлению прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах Лисовой А. С., об оспаривании решения органа местного самоуправления – администрации г.о. Жигулевск,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Лисовой А.С., предъявил в суд указанное выше заявление, требуя признать незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.
В судебном заседании помощник прокурора г. Жигулевска Архангельский Е.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Лисова А.С. обратилась в прокуратуру <адрес> по вопросу предъявления в ее интересах в суд заявления об оспаривании указанного выше постановления, которым ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Прокурором города принято решение обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Лисовой А.С., поскольку последняя, в силу возраста, самостоятельно защитить свои права не в состоянии. Полагает, что принимая решение об отказе в постановке на учет, орган местного самоуправления не располагал данными о том, что Лисова А.С. умышленно ухудшила свои жилищные условия, заключив 09.10.2012 года соглашение об определении долей, согласно которому передала 1/2 долю принадлежащей ей на праве собственности квартиры своей внучке Лисовой Н.А. Данные действия заявителем были совершены без цели постановки на учет, на что, по мнению прокурора, указывает, что по вопросу принятия на учет в администрацию г.о. Жигулевск она обратилась только в 2013 году, а не сразу после совершения сделки, после совершения сделки продолжает проживать в той же квартире. Просит признать постановление администрации г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать орган местного самоуправления разрешить обращение Лисовой А.С. без учета указанного в данном постановлении обстоятельства, в зависимости от нуждаемости Лисовой А.С. в жилом помещении.
Представитель заявителя Лисовой А.С. - Лисов А.И. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.7). В предоставленном письменном отзыве указал, что Лисова А.С. обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о принятии ее на жилищный учет. Согласно предоставленным документам, она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей отказано в постановке на учет в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку она зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м, которое принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля) сыну Лисову А.И.. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ 1/2 доля в указанном жилом помещении была отчуждена Лисовой А.С. в 2012 году. С момента совершения сделки не прошел пятилетний срок.
Выслушав пояснения прокурора, представителя заявителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что заявитель Лисова А. С., 1921 г.р., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны (л.д. 23), в связи с чем, обладает правом на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
14 января 2014 года Лисова А.С. обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как вдове участника Великой Отечественной войны (л.д. 10-13).
Постановлением администрации г.о. Жигулевск № от 31 января 2014 года Лисовой А.С. на основании решения комиссии по жилищным вопросам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 7).
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Лисовой А.С. отказано в принятии на учет в связи с тем, что не прошел установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения Лисовой А.С. сделки по отчуждению принадлежащего ей доли <адрес> (л.д.8-9).
Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.95. № 5-ФЗ (в ред. от 06.05.10.) «О ветеранах» предусмотрено право членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Одновременно законодателем установлено, что члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 названного ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в т.ч. и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ.
На территории <адрес> порядок реализации указанных мер социальной поддержки установлен <адрес> от 11.07.06. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», п.п. «д» п. 2.1 ч. 2 ст. 2 которого установлено, что действие данного Закона распространяется в т.ч. на членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Статьей <адрес> № 87-ГД установлено, что нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) на территории <адрес> и:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований <адрес> отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.
Согласно ст. 4 названного Закона в <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований <адрес> и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина:
для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Лисова А.С. на основании договора № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ имела в общей совместной собственности с ФИО <адрес> (л.д. 52-53). После заключения соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ года, заявитель ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежащей ей доли.
Факт родственных отношений между Лисовой А.С. и Лисовой Н.А. подтвержден предоставленными в дело копиями свидетельств о рождении и о заключении браков (л.д. 24,25,26).
После совершения сделки Лисова А.С. продолжает проживать в данной квартире с сыном ФИО. и внучкой ФИО на правах члена семьи собственника жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждено сведениями о регистрации Лисовой А.С. с 1989 года по настоящее время по указанному адресу (л.д. 22), а также показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО. и ФИО..
Оценивая перечисленные выше обстоятельства, суд признает установленным, что отказ в постановке Лисовой А.С. на учет администрацией городского округа Жигулевск был осуществлен по формальным основаниям, без учета обстоятельств, имеющих значение для разрешения требования. А именно того, что после отчуждения доли в праве собственности на квартиру заявительница на протяжении длительного времени, не обращалась по вопросу постановки на учет, продолжает проживать в этой же квартире. Изменение ее статуса с собственника на члена семьи собственника жилого помещения не позволяло считать, что она утратила права на эту жилплощадь, и в случае обращения за постановкой на учет, орган местного самоуправления должен был оценить эти обстоятельства, и исходить только из нуждаемости заявителя в жилье.
Учитывая изложенное выше, суд признает установленным, что в рассматриваемом случае заявителем не совершалось действий, которые, в силу ст. 53 ЖК РФ, можно было бы расценивать как совершенные намеренно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем принятое органом местного самоуправления решение признается судом незаконным. В целях устранения допущенных нарушений прав заявителя суд считает необходимым возложить на администрацию г.о. Жигулевск обязанность по результатам оценки нуждаемости заявителя в жилом помещении разрешить обращение Лисовой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Решить вопрос о возложении обязанности по принятию Лисовой А.С. на учет суд в существующем положении не может, поскольку только орган местного самоуправления вправе принять решение о нуждаемости заявителя в жилом помещении, по обращению Лисовой А.С. данный вопрос разрешен не был, отказ был совершен только с учетом одного обстоятельства (отчуждения доли в праве собственности на квартиру).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования, заявленные прокурором г. Жигулевска в интересах Лисовой А. С., удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.о. Жигулевск № 191 от 31 января 2014 года «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск разрешить обращение Лисовой А. С. от 17 января 2014 года о принятии на учет для предоставления жилого помещения по результатам оценки нуждаемости Лисовой А.С. в жилом помещении, без учета обстоятельств, изложенных в указанном выше постановлении.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда Н.А.Сафонова