Дело № 2-502/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 января 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Элбакидзе М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой С. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Беломорск-Сервис» о защите трудовых прав,
установил:
Иванова С.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Беломорск-Сервис» по тем основаниям, что она с 2011 г. работает у ответчика в должности уборщика производственных помещений дома отдыха локомотивных бригад на станции Идель. 31 декабря 2015 г. между сторонами заключен трудовой договор №07 на определенный срок 1 год. 20 октября 2016 г. ответчиком истцу направлено уведомление о прекращении данного трудового договора в связи с истечением срока его действия. Истец считает, что условие договора о срочности его действия ущемляет ее права как работника, заключение такого договора не обусловлено характером и условиями выполняемой ею работы. При этом истец указывает, что трудовые договора, заключаемые с ней ранее, также содержали условие о срочности, однако заключались на новый срок. Считает, что у ответчика отсутствовали основания для заключения с ней таких договоров. На основании изложенного, истец просит установить факт многократности заключения с ней срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же функции, признать трудовой договор №07 от 31 декабря 2015 г. заключенным на неопределенный срок.
В судебное заседание истец Иванова С.Г. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Маннинен О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из представленной копии трудовой книжки в отношении Ивановой С.Г., что 01 ноября 2014 г. она была принята на работу в ООО «Беломорск-Сервис» уборщиком производственных помещений, уволена 31 декабря 2014 г. в связи с истечением срока трудового договора. Аналогичные записи имеются в отношении периодов с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Согласно представленным трудовым договорам, заключенным между истцом Ивановой С.Г. и ответчиком ООО «Беломорск-Сервис», № 01 от 31.10.2014, № 01 от 12.01.2015, № 07 от 31.12.2015 трудовые договора заключаются на определенный срок в связи с заключением договора с AAA на срок его действия для выполнения заведомо определенной работы, истец принималась на работу в качестве уборщика производственных помещений дома отдыха локомотивных бригад на станции Идель. С указанными трудовыми договорами, приказами о приеме на работу истец была ознакомлена, экземпляры трудовых договоров получала, уведомлялась об увольнении в связи с истечением срока действия трудового договора.
В соответствии заключенными между AAA (заказчик) и ООО «Беломорск-Сервис» (исполнитель) договорами оказания услуг № НЭС 0101-4/2014 от 01.01.2014, № НЭС 0101-4/2015 от 01.01.2015, б/н от 01.01.2016 указанные договора регулируют взаимоотношения сторон, связанные с оказанием исполнителем услуг по уборке помещений и территорий, а также по оказанию прочей вспомогательной железнодорожной деятельности; договор действует до 31.12.2014, 31.12.2015, 31.12.2016 соответственно. В перечень услуг согласно приложению № 1 к договорам входило, в частности уборка комнат отдыха локомотивных бригад Идель. При этом, перечень услуг за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 был различным.
Из полученных по запросу суда из Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия справок о доходах физического лица в отношении истца следует, что она в 2011 - 2012 гг. работала только в <данные изъяты>, в 2013 г. доходы истец имела в январе, мае и июле по гражданско-правовому договору с ООО «Беломорск-Сервис», в 2014 г. доходы истец имела по гражданско-правовому договору с ООО «Беломорск-Сервис» (весь год), а также по трудовому договору с ООО «Беломорск-Сервис» за ноябрь и декабрь, за 2015 г. (весь год) истец имела доходы по гражданско-правовому договору и по трудовому договору с ООО «Беломорск-Сервис».
Таким образом, доводы истца о том, что она работала в ООО «Беломорск-Сервис» с 2011 г. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно статье 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
В соответствии с частью первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается, в частности, с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы.
В силу части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться, в частности, с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для заключения срочных трудовых договоров с истцом, истец привлекалась для выполнения заведомо определенной работы у субъекта малого предпринимательства (что подтверждается сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), а также с учетом заключенных между ООО «Беломорск-Сервис» и AAA договоров, предусматривающих определенный срок их действия и отсутствие возможности пролонгации договора.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Кроме того суд учитывает заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии с частью четвертой статьи 198 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как следует из материалов дела, о заключении первого срочного трудового договора от 31.10.2014 истец узнала 02 декабря 2014 г. при ознакомлении с приказом о приеме на работу и получении экземпляра трудового договора; о заключении срочного трудового договора № 07 от 31.12.2015 истец узнала 19 января 2016 г. при ознакомлении с приказом о приеме на работу и получении экземпляра трудового договора. С настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд только 02 декабря 2016 г. (согласно отметке на почтовом конверте).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и положения вышеуказанных норм права, принимая во внимание, что уважительных причин для восстановления срока обращения в суд по делу не установлено, суд приходит к выводу о применении по делу заявленного ответчиком пропуска срока обращения в суд, в связи с чем суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ивановой С. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Беломорск-Сервис» о защите трудовых прав оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 25 января 2017 г.