Дело № 2-1742/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.,
при секретаре Дудиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова <данные изъяты> к АО «Банк Русский Стандарт» об истребовании документов,
установил:
Фролов А.А. обратился в Сарапульский городской суд с иском к АО «Банк Русский Стандарт» об истребовании документов, мотивируя свои требования тем, что между ним и АО «Банк Русский Стандарт» был заключен кредитный договор №, по условиям данного договора АО «Банк Русский Стандарт» открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить ему кредит. Он же в свою очередь принял на себя обязательство возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре. В связи с начислением незаконных платежей, он, как потребитель, не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. У него не имеется никаких документов для перерасчета ранее уплаченных денежных средств. Выписка по лицевому счету необходима для выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек, комиссий, а также для расчета процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемых на основании со статьи 395 ГК РФ. Нормами гражданского законодательства, регулирующего заемные (кредитные) правоотношения, обязательной досудебной процедуры урегулирования спора не установлено. 06 мая 2015 года им в АО «Банк Русский Стандарт» была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика в число которых входят: копия кредитного договора; копия приложений к кредитному договору; копия графика платежей; расширенная выписка по лицевому счету; ввиду их отсутствия у заемщика (Истца). Однако по состоянию на сегодняшний день ответа на вышеуказанную претензию он так и не получил. Документы, запрашиваемые у ответчика, получены не были. Разделом III постановления Министерства здравоохранения «О введении в действие санитарных правил и нормативов САНПИН 1.2.1253-03» от 10 апреля 2003 года № 39 установлены гигиенические требования к изданиям. Исходя из данных нормативов, мелкий шрифт, включенный в условия договора, крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора. Недостаточность и труднодоступность предоставления информации кредитором о кредите, порядке возврата кредита, очередность списания денежных средств с лицевого счета заемщика является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации со стороны ответчика. Просит обязать АО «Банк Русский Стандарт» предоставить копии документов по кредитному делу заемщика Фролова Александра Андреевича, находящиеся в АО «Банк Русский Стандарт», а именно: копию кредитного договора №97128808; копию приложений к кредитному договору; копию графика платежей; расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.
В судебное заседание истец Фролов А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. В исковом заявлении содержится просьба рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика АО «Банк Русский Стандарт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо лежит на лице, обратившимся в суд.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 2 ст. 8 Закона указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Заемщик, его представитель имеют право знать сведения обо всех операциях по своему счету, открытому в банке для получения и обслуживания кредита по кредитному договору, с указанием в выписке даты каждой операции, суммы операции, номеров корреспондирующих счетов, а также содержание каждой совершенной банковской операции.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлена претензия, адресованная ответчику от 06 мая 2016 года не подписанная Фроловым А.А., в которой Фролов А.А., ссылаясь на заключенный между ним и АО «Банк Русский Стандарт», ссылаясь на кредитный договор № 97128808, просил предоставить копию названного договора с приложением, копию графика платежей; расширенную выписку по счету; просил произвести перерасчет; расторгнуть кредитный договор.
Вместе с тем доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что претензия была направлена ответчику, истцом представлено не было.
Так, приложенная к исковому заявлению претензия не содержит отметок о ее передаче ответчику и не подписана истцом.
Содержащийся в материалах дела незаверенный список внутренних почтовых отправлений № 6 от 10 мая 2016 года не является достаточным и убедительным доказательством направления истцом претензии в адрес АО «Банк Русский Стандарт», поскольку в представленном списке отправителем значится ООО «Эскалат», реестр содержит оттиск штампа почтового отделения г. Казани от 11 мая 2016 года, при том, что истец зарегистрирован и фактически проживает в г. Сарапуле.
Доказательств того, что общество получило претензию от истца, материалы дела также не содержат.
Фактов обращений Фролова А.А. к ответчику с требованием о предоставлении документов по кредитному договору, которые ответчик проигнорировал бы либо ответил на них отказом, не установлено.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Указанной нормой также определен объем предоставляемой информации и установлен круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц.
В силу ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основании договоров.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
В силу ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Предоставляя соответствующие сведения, банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение, поскольку соблюдение процедуры идентификации личности клиента, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов, является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны.
Таким образом, сведения о банковском счете, операциях по нему, а также сведения, касающиеся непосредственно самого заемщика, являются тайной, и разглашение их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, нарушает права клиента банка.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что истцом соблюден порядок обращения в АО «Банк Русский Стандарт» за истребованием документов, составляющих банковскую тайну, в том числе направления в банк сведений, требуемых для идентификации и изучения клиента, личного обращения клиента в банк за предоставлением соответствующих документов и отказа банка в предоставлении этих документов клиенту при его личном обращении либо об обращении его представителя, равно как и доказательств совершения банком иных действий, нарушающих права заемщика на получение информации.
Кроме того, в исковом заявлении Фролов А.А. приводит доводы о том, что размер шрифта текста договора должен соответствовать требованиям СанПиН, поскольку СанПиН 1.2.1253-03 устанавливает требования, в том числе, и к деловым изданиям, которыми являются договоры.
Вместе с тем, согласно СанПиН 1.2.1253-03 Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. Санитарные правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003 п. 1.2 настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью; правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий (п. 1.3), распространяются на издания книжные текстовые (далее издания) для взрослых читателей от 18 лет и старше (п. 1.4).
Поскольку АО «Банк Русский Стандарт», заключивший с Фроловым А.А. кредитный договор, не занимается издательской деятельностью, а заемщик не является читателем в том смысле, который этому понятию придают данные правила, постольку требования, предъявляемые к книжному изданию, не могут быть распространены на договоры. Само по себе несоответствие исполнения текста письменного договора санитарным нормам и правилам, если таковое и имело бы место, не влечет нарушения прав истца.
Поскольку доказательств того, что ответчиком нарушено право истца на получение договора и приложения к нему, а также информации о задолженности, гарантированное положениями статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статьей 857 ГК РФ, не имеется, в удовлетворении исковых требований Фролову А.А. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Фролова <данные изъяты> к АО «Банк Русский Стандарт» об истребовании документов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Судья Ю.С.Арефьева