РЕШЕНИЕ (Заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2013 года г. Самара
Судья Кировского районного суда г.о. Самара Финютина Н.В.,
при секретаре Степановой И.А.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2131/2013 по иску Прокурора Кировского района г.Самары в интересах Российской Федерации к Мамонтову Р.С., Муродуллаеву А.А.У., Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Кировском районе г.Самары, Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Самары обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ответчикам о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой Кировского района г.Самары установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там. Так, выступая в качестве принимающей стороны, Мамонтов Р.Е. в марте 2013 года осуществлял постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 40 граждан иностранных государств, в том числе гражданин <адрес> Муродуллаев А.А.У. Фактически же Муродуллаев А.А.У. по адресу: <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Муродуллаева А.А.У. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции. В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию РФ, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Просит суд признать постановку Муродуллаева А.А.У. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, на учет по месту пребывания: <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной, обязать Отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> снять Муродуллаева А.А.У. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, с учета по месту пребывания: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Слива Г.Ю. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, просила его удовлетворить.
Ответчики Мамонтов Р.С., Муродуллаев А.А.У. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск обоснован и полежит удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что в результате проверки соблюдения миграционного законодательства в <адрес> был выявлен адрес, на который принимающая сторона Мамонтов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, через почтовые отделения связи <адрес> осуществляет массовую постановку иностранных граждан по месту своей регистрации: <адрес> (л.д. 4).
Муродуллаев А.А.У. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес>. дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, срок пребывания до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4,5).
В ходе опроса по делу об административном правонарушении Мамонтов Р.С. пояснил, что постоянно проживает по адресу: <адрес>, вместе со своими родителями. Больше в доме никто не проживает. В мае текущего года к нему обратился знакомый Мурат, фамилию его не знает, вместе работали на стройке, с просьбой поставить на миграционный учет иностранных граждан по адресу: <адрес>. Сколько именно граждан было им поставлено на учет, он не помнит. Денежного вознаграждения за постановку он не получал, Мурат подарил ему коньяк, больше иностранных граждан он на учет не ставил. Никого из иностранных граждан, поставленных на учет, он не видел, лично с ними не знаком, данные граждане никогда у него дома не появлялись и не проживали, договоренности о проживании не было. Где они реально находятся и проживают, ему не известно (л.д. 6 оборот).
Таким образом, проверкой установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без фактического нахождения по нему.
Согласно ст.29.1 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон №109-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона №109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу п.6 ч.1 ст.2 Закона №109-ФЗ учетом иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) является фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 названной статьи).
В соответствии со ст.21 Закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст.22 Закона №109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи. Принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Закона №109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
Судом установлено, что Муродуллаев А.А.У. у Мамонтова Р.С. не проживает, место его нахождения Мамонтову Р.С. неизвестно.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Муродуллаев А.А.У. встал на миграционный учет по адресу: <адрес>, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ его местом пребывания. Сведения о постановке на учет Муродуллаева А.А.У. по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Статья 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п.37 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п.37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района г.Самары в интересах Российской Федерации к Мамонтову Р.С., Муродуллаеву А.А.У., Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в Кировском районе г.Самары, Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета удовлетворить.
Признать недействительной постановку на учет по месту пребывания: <адрес>, иностранного гражданина Муродуллаева А.А.У. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
Обязать Отдел УФМС России по Самарской области в Кировском районе г. Самары снять с учета по месту пребывания: <адрес>, Муродуллаева А.А.У. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.о. Самара в течение месяца.
Судья: Н.В. Финютина