дело № 12-143/2017
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев жалобу ООО «Междугородние перевозки» на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Междугородние перевозки»,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2017 года ООО «Междугородние перевозки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, ООО «Междугородние перевозки» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «Междугородние перевозки» Митюшевой А.С., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Петровой О.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения в связи со следующим.
Частью 2 статьи 11.15.1 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, то есть неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 4 указанной статьи, субъект транспортной инфраструктуры,
перевозчик
вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
В силу части 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона, Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 указанного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если
после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведённой в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесённые в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приёме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
8) не прошедшие в порядке, установленном названным Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Частью 1.1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что проверка сведений, указанных в части 1 названной статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 вышеназванного закона, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минтранса России от 31 июля 2014 года № 212 утверждён Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, согласно которому подготовка сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.
Приказом ООО «Междугородние перевозки» "номер" от "дата" ответственными за транспортную безопасность на транспортных средствах назначены водители, закреплённые за транспортными средствами.
Соответственно, исходя из вышеизложенных нормативных актов и установленных судом обстоятельств, они должны быть подготовлены и проверены в соответствии с частью 1 статьи 10, частью 1 статьи 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
При рассмотрении дела судьёй городского суда установлено, что ООО «Междугородние перевозки» нарушило законодательство в области обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в отсутствии:
проверки водителя К. на наличие непогашенной или неснятой
судимости за совершение умышленного преступления,
заключения органа внутренних дел о возможности/невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности в отношении водителей транспортных средств,
проверки водителей транспортных средств на наличие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию,
подготовки водителей транспортных средств в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Таким образом, ООО «Междугордние перевозки» нарушены статьи 10, 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года; подпункты 11, 12 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Постановлением от 09 июня 2016 года ООО «Междугородние перевозки» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии в действиях ООО «Междугородние перевозки» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от "дата" "номер"; материалами проверки.
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку судьёй городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению ООО «Междугородние перевозки» требований законодательства в области транспортной безопасности, не представлено.
Постановление о привлечении ООО «Междугородние перевозки» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьёй в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что водители транспортных средств не являются лицами ответственными за обеспечение транспортной безопасности, поскольку не выполняют ни одного вида работ, указанных в Перечне работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, утверждённом постановлением Правительства РФ от 05 ноября 2009 года № 1653-р, не имеют юридического значения, поскольку материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения, в том числе, что водители, назначенные ответственными за транспортную безопасность, то есть являющиеся силами обеспечения
транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не прошли соответствующую подготовку и проверку знаний.
Санкцией части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд, определяя размер наказания, указывая на назначение его в пределах санкции, ошибочно назначил наказание ниже минимально возможного по санкции части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в настоящее время невозможно ухудшения положения лица привлечённого к административной ответственности, в связи с чем, постановление не может быть отменено по мотиву неверно определённого размера наказания.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2017 года, вынесенное в отношении ООО «Междугородние перевозки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ООО «Междугородние перевозки» - без удовлетворения.
Судья - В.М. Соболев