Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2016 года
Дело № 5-401/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 сентября 2016 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска, расположенного по адресу: город Мурманск, проезд Ивана Халатина, дом 5, Мацуева Ю.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Филиала № 1 открытого акционерного общества «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» Осокина Д.А.,
у с т а н о в и л:
25 июля 2016 года Мурманским межрайонным природоохранным прокурором Мурманской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Филиала № 1 открытого акционерного общества «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» Осокина Д.А., согласно которому в процессе проведения проверки Филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО» на арендованном земельном участке, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Домостроительная, дом 34, организовано накопление отходов с нарушением требований пункта 3.7 Сан ПиН, а именно: строительные отходы, банки от лакокрасочных материалов, металлические отходы, покрытые ржавчиной, хранятся навалом вне специально обустроенных мест в пределах арендованного земельного участка. Отходы сброшены на почвенный покров, не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров. В силу Устава Общества, исполнительным органом филиала № 1 является директор, к компетенции которого относятся все вопросы руководства текущей деятельностью филиала – Осокин Д.А.
Указанные действия директора филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО» Осокина Д.А. образуют состав правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Осокин Д.А. вину свою признал, обратил внимание, что после проведения прокуратурой проверки все выявленные нарушения были устранены. Представил письменное объяснение, в котором просил снизить наказание и ограничиться предупреждением, а также материалы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Защитник Осокина Д.А. – Титарчук О.В. также в ходе рассмотрения дела не оспаривал вину своего доверителя, полагал необходимым при рассмотрении дела учесть деятельное раскаяние и устранение выявленных нарушений, и возможным применение положений статьи 2.9 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Старший помощник Межрайонного природоохранного прокурора в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении полагала вину должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной, в связи с чем просила назначить наказание в пределах санкции статьи.
Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Мурманской области на рассмотрение дела об административном правонарушении не явилось, просило рассмотреть дело об административном правонарушении в свое отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком не более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.1.7.1322-03, разработанными в соответствии с действующим Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 № 52-ФЗ и "Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, и обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Так, согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что открытое акционерное общество «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов», ОГРН 1025100845406, осуществляет деятельность по термическому обезвреживанию и утилизации твердых бытовых отходов.
На территории Мурманской области осуществляет деятельность филиал № 1 юридического лица, который имеет одну производственную площадку: административное здание и производственные подразделения, размещенные в Северной промышленной зоне по адресу: город Мурманск, улица Домостроительная, дом 34.
Руководство текущей деятельностью Филиала № 1 ОАО «Завод То ТБО» на основании Устава и приказа № 58-П от 06.09.2013 осуществляет директор филиала – Осокин Д.А.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Филиала № 1 открытого акционерного общества «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» Осокина Д.А. от 25 июля 2016 года следует, что в ходе проведения проверки Филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО» на арендованном земельном участке, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Домостроительная, дом 34, организовано накопление отходов с нарушением требований пункта 3.7 Сан ПиН, а именно: строительные отходы, банки от лакокрасочных материалов, металлические отходы покрытые ржавчиной, хранятся навалом вне специально обустроенных мест в пределах арендованного земельного участка. Отходы сброшены на почвенный покров, не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Кроме личного признания вины, вина должностного лица подтверждается письменными материалами дела, а именно: постановлением Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области от 25 июля 2016 года; выпиской из Единого Государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «Завод ТО ТБО»; копией Устава юридического лица; материалами проведенной проверки.
В соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что виновность должностного лица – директора филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО» Осокина Д.А. в совершении инкриминируемого ему правонарушения является доказанной и квалифицирую его действия по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при определении размера наказания учитываю характер совершенного правонарушения, признание Осокиным Д.А. своей вины, раскаяние в содеянном, устранение выявленных в ходе проверки нарушений в добровольном порядке, что подтверждено представленным материалами.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
При указанных обстоятельствах, нахожу возможным назначить Осокину Д.А. наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Довод защитника о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождении Осокина Д.А. от административной ответственности по мотиву малозначительности, ограничившись предупреждением, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Довод защитника о малозначительности совершенного правонарушения нельзя признать обоснованным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению предусмотренных законом обязанностей, связанных с обеспечением безопасности при обращении с отходами.
Устранение выявленных проверкой нарушений в области законодательства по обращению с отходами лицом, привлеченным к ответственности, до передачи дела на рассмотрение в суд, само по себе не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а, напротив, свидетельствует о том, что у директора Филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО» имелась реальная возможность надлежащего исполнения требований закона, однако должностное лицо продемонстрировало пренебрежительное отношение к исполнению предусмотренных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правонарушение, совершенное директором Филиала № 1 ОАО «Завод ТО ТБО», нельзя признать малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 32.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.25 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 1000 ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 50 ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 29.11 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░