Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6293/2016 ~ М-5696/2016 от 24.05.2016

Дело № 2-6293/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Полянского О.А.,

при секретаре судебного заседания Калинкиной Е.В.,

с участием прокурора Кожиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Волгограда в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Волгоградспецстрой» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Волгоградспецстрой» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик в нарушение требований Закона РФ «Об охране окружающей среды» не представил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-й квартал 2015 года и не произведена плата за негативное воздействие за окружающую среду за 2-3 кварталы 2015 г., соответственное не произведено перечисление неналогового дохода в бюджет. В связи с чем, прокурор просит обязать ООО «Волгоградспецстрой» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и произвести перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-й квартал 2015 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, а также документы и материалы, определенные п.6 Порядка отнесения I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

В судебном заседании прокурор Кожина И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В силу положений ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, определено как негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-3 квартал 2015) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 1 ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно ч.3 ст.16 Закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи).

На основании п.9 указанного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г. вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год вносится в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Согласно п.1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, определен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В соответствии с п.2 Приказа отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995, функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, исполняющей функции главного администратора в части поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год должен предоставляться природопользователем, зарегистрированным на территории Центрального района г.Волгограда, в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Нормами ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе различных принципов, таких как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.

Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско- правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается непосредственно с собственника отходов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с бюджетным законодательством являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Положениями ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к    конкретному    классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации     федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным

Правительством Российской Федерации     федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно ч.3 ст.14 данного закона, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. В соответствии с п.6 порядка проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541 утвержден порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. В соответствии с п.6 указанного Порядка для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности установленные требованиями Порядка документы и материалы.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, ответчиком - ООО «Волгоградспецстрой» не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-й квартал 2015 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и не произведена плата за негативное воздействие за окружающую среду за 2-3 кварталы 2015 г., соответственное не произведено перечисление неналогового дохода в бюджет.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности ООО «Волгоградспецстрой» является строительство зданий и сооружений. Согласно выписке движения денежных средств по расчетному счету организации, деятельность во 2-3 квартале 2015 осуществлялась, операции по счету проводились.

Более того, по информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 08.04.2016 № 2046, ответчик за подтверждением класса опасности образующихся в результате хозяйственной деятельности отходов не обращался.

Не предоставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц на реализацию права на благоприятную окружающую природную среду и её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельности.

С учетом изложенного, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Волгоградспецстрой» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере - 6000 рублей, определенном в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Центрального района города Волгограда в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Волгоградспецстрой» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать ООО «Волгоградспецстрой» (..., юридический адрес: г.Волгоград, ...) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы и перечисление платежа за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы 2015 года в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области.

Обязать ООО «Волгоградспецстрой» (...) представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области документы и материалы, определенные п.6 Порядка отнесения I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

Взыскать с ООО «Волгоградспецстрой» в доход муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца через Центральный районный суд г.Волгограда.

Судья-                                 О.А. Полянский

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-6293/2016 ~ М-5696/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Центрального района г. Волгограда
Ответчики
ООО "Волгоградспецстрой"
Другие
Управление Росприроднадзора по Волгогралской области
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Полянский Олег Александрович
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
24.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2016Передача материалов судье
27.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2016Судебное заседание
01.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2017Дело оформлено
16.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее