Гражд.дело № 358\2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"13" августа 2015 г. Кизилюртовский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
с участием первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Шабанова А.Г.,
при секретаре Алхановой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «село Новый Чиркей» Кизилюртовского района РД о возложении обязанности по поставке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «село Новый Чиркей» Кизилюртовского района РД о возложении обязанности по поставке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, признать бесхозяйными воздушные линии -0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\250 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор – жерди, обязать администрацию МО СП «село Новый Чиркей» обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства: - ВЛ-0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\250 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор - жерди.
При этом прокурор ссылается на то, что межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения действующего законодательства при проведении электропроводки и других наружных кабелей к объектам капитального строительства, а также своевременности и обоснованности внесения платежей за электроэнергию, в ходе которой установлено, что на территории Кизилюртовского района имеются бесхозяйные воздушные линии (далее по тексту-BЛ): BJI-0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\500 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор - жерди. Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Кизилюртовской РЭС ОАО «Дагэнергосеть» от 10.06.2015 № 138.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЭ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных электрических сетей и непостановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.
Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей. Отсутствие должного контроля, за состоянием и эксплуатацией указанных объектов не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, перебоев в поставке энергоресурсов.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В силу ст.ст. 130, 133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи, с чем право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Между тем, как установлено проверкой, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
Данное заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, в этой связи защита прав неопределённого круга лиц возможна в случае обязания администрации МО СП «Новый Чиркей» к обращению в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Первый заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора Шабанов А.Г. требования, изложенные в заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Глава администрации МО СП «село Новый Чиркей» Кизилюртовского района Магомирзаев Г.А. признал требования прокурора и пояснил, что указанные в иске обстоятельства имеют место, администрацией будут приняты меры по устранению указанных нарушений.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, инженер Кизилюртовских РЭС, пояснил, что на территории МО СП «село Новый Чиркей» Кизилюртовского района имеются бесхозяйные воздушные линии, а именно -0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\250 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор – жерди. Состояние этой лини электропередач неудовлетворительное.
Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные заявителем доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
Судом достоверно установлено, что на территории Кизилюртовского района имеются бесхозяйные воздушные линии (далее по тексту-BЛ): BJI-0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\250 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор - жерди. Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Кизилюртовской РЭС ОАО «Дагэнергосеть» от 10.06.2015 № 138, и не оспаривается представителем ответчика.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных электрических сетей и непостановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.
Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей. Отсутствие должного контроля, за состоянием и эксплуатацией указанных объектов не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, перебоев в поставке энергоресурсов.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В силу ст.ст. 130, 133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи, с чем право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Также установлено проверкой, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Удовлетворяя требования прокурора, суд считает необходимым указать срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с тем, что для выполнения мероприятий по исполнению решения суда необходимы материальные средства и определенное время.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 204, 206, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бесхозяйными воздушные линии -0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25\250 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор – жерди.
Обязать администрацию МО СП «село Новый Чиркей» в течение трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства: - ВЛ-0,4 кВ в селении Новый Чиркей, с питающим фидером № 5, КТП 25/500 кВ, протяженностью 3 500 м., тип (марка) кабеля/провода и сечения АПВ10-4, количество проводов в фазе - 2, тип опор - жерди.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: