Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-205/2024 (2-3209/2023;) ~ М-3062/2023 от 01.12.2023

73RS0003-01-2023-001662-31

Дело № 2-205/24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                                            31 января 2024 года

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тарановой А.О.,

при секретаре Низаметдиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Брынзила T/L/, к ОГКУСЗН Ульяновской области, УГКУУСЗ «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным распоряжения, обязании произвести выплату,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Брынзила Е.Д., к ОГКУСЗН Ульяновской области, УГКУУСЗ «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным распоряжения, обязании произвести выплату.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении мер социальной поддержки в деятельности ОГКУСЗН Ульяновской области, по результатам которой были выявлены нарушения.

Так, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Брынзила Е.Д. ответчиком принято решение о назначении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При рассмотрении заявления ответчиком установлено, что в рамках заявления Брынзила Е.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении аналогичной субсидии выявлено неправомерное назначение субсидии указанному лицу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9413 руб. 52 коп.

В обоснование принятого решения имеется ссылка о предоставлении          Брынзила Е.Д. субсидии вследствие ошибки учета должностным лицом в отсутствие доходов лица.

На основании изложенного просит признать незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании предоставленной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брынзила Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на сумму 9413 руб. 52 коп., обязать отменить произведенный перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленной Брынзила Е.Д., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. без учета произведенного удержания на сумму 6831 руб. 72 коп., обязать выплатить           Брынзила Е.Д., необоснованно удержанные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6831 руб. 72 коп.

Представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района                           г. Ульяновска Ждакаева К.В. просила удовлетворить уточненный иск.

Представитель ответчика ОГКУСЗН по Ульяновской области Ведерников С.С., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении уточненных административных требований. Представлены возражения, в которых подробно была изложена позиция.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении мер социальной поддержки в деятельности ОГКУСЗН Ульяновской области, по результатам которой были выявлены нарушения.

Из материалов дела следует, что Брынзила Е.Д. обращалась за субсидией на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период выплачена субсидия в размере 9413 руб. 52 коп. В ходе рассмотрения заявления о продлении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен факт отсутствия права на получение субсидии в предыдущем периоде в связи с отсутствием дохода Брынзила Е.Д. в расчетный период с августа 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ (в качестве безработной заявитель в указанный период так же зарегистрирована не была).

Решением ОГКУСЗН Ульяновской области по заявлению Брынзила Е.Д. была назначена мера социальной поддержки на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2764 руб. 33 коп. со ссылкой на ошибку учета должностным лицом в отсутствие доходов лица.

Как указывает сторона ответчика, необоснованно полученные денежные средства составляют 9413 руб. 52 коп., они были удержаны из текущих выплат в размере 50% от назначенной суммы (2764,33/2=1382,16), ввиду чего остаток переплаты составляет 2581 руб. 80 коп.

Данная сумма не удержана с Брынзила Е.Д., так как период предоставления субсидии закончен, общая сумма удержания составила 6831 руб. 72 коп.

Считая права Брынзила Е.Д. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (пункт 7 Правил).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В пункте 8(1) Правил установлено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, указанные в данном пункте.

Согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в предоставленных заявителем информации и документах, уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы. В приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются уполномоченными органами в отношении лиц: повторно обратившихся за предоставлением субсидии; расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг которых, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, двукратно превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; не имеющих постоянного места работы (постоянного дохода).

В соответствии с пунктом 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).

Подпунктом 1 пункта 27 указанных Правил установлено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 27(2) указанных Правил установлено, что в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Из содержания пункта 49 указанных Правил следует, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в пункте 50 указанных Правил также указано на то, что в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Сторона ответчика ссылается на предоставление Брынзила Е.Д. субсидии вследствие ошибки учета должностным лицом в отсутствие доходов лица.

Между тем, вопреки ст. 56 ГПК РФ доказательств предоставления недостоверных сведений о своем заработке, доходах от трудовой или иной приносящей доход деятельности Брынзила Е.Д. стороной ответчика не представлено.

В рамках действующего законодательства уполномоченный орган не истребовал в судебном порядке излишне выплаченные средства, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчиков основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы прокуратуры являются законными и обоснованными.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от                            01 июня 2015 года №234-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05 марта 2015 года №621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством переданы Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Следовательно, УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат» правомочно выплачивать денежные средства в случае назначения субсидии ОГКУСЗН Ульяновской области.

Таким образом, исковые требования прокурора в интересах Брынзила Е.Д., а именно о признании незаконным распоряжения ОГКУСЗН Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании предоставленной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брынзила Е.Д. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на сумму              9413 руб. 52 коп., обязании отменить произведенный перерасчет без учета произведенного удержания на сумму 6831 руб. 72 коп. и обязании                          УГКУУСЗ «Единый областной центр социальных выплат» выплатить необоснованно удержанные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Брынзила Е.Д. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании предоставленной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брынзила Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на сумму 9413 руб. 52 коп.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области отменить произведенный перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленной Брынзила Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. без учета произведенного удержания на сумму 6831 руб. 72 коп.

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»                  (ОГРН выплатить Брынзила Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необоснованно удержанные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6831 руб. 72 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

    Судья                                       подпись                                                 А.О. Таранова

    Копия верна

    Судья                                                                                                      А.О. Таранова

    Секретарь с/з                                                                               ФИО5

    Подлинник судебного акта находится в материалах дела Железнодорожного районного суда <адрес>.

2-205/2024 (2-3209/2023;) ~ М-3062/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Брынзилы Татьяны Александровны
Ответчики
ОГКУСЗН Ульяновской области
УГКУСЗ "Единый областной центр социальных выплат"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Таранова А. О.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
13.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее