Судья Миронова Ю.В. Дело № 33-1940/2021 (33-35325/2020)
50RS0048-01-2020-000552-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.И., Гулиной Е.М.,
при помощнике судьи Куделиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2021 г. апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года по делу по иску К.А,М, к Министерству социального развития Московской области о предоставлении мер социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
К.А,М, обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, обязать ответчика выдать социальную карту с правом проезда на всех предусмотренных законом видах транспорта.
Свои требования мотивировал тем, что с 2014 г. проживает вместе с семьёй в Московской области г. Химки, с 01.11.2018 г. является получателем пенсии как ветеран боевых действий, в 2018 г. ему установлена 3-я группа инвалидности, в 2019 г. по состоянию здоровья группа инвалидности была усилена на вторую.
В соответствии с представленными документами в территориальный орган управления социальной защиты населения Московской области истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на основании отсутствия регистрации в Московской области.
Считает, что решение территориального Управления в предоставлении ему мер поддержки по данным обстоятельствам является незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области просила в иске отказать.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая его надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, К.А,М, согласно справке серия МСЭ-2017 <данные изъяты> К.А,М,, 25 мая 1982 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.29-30), а также ветераном боевых действий (л.д.7).
Согласно ответу от 10 июля 2018 года №19-70.03-1158/1 исх. Из Управления социальной защиты населения, истцу было отказано в предоставлении льгот по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области.
Из материалов дела следует, что в настоящее время истец имеет регистрацию по месту пребывания по адресу<данные изъяты> сроком до 25 мая 2020 года (л.д.10).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требований в части предоставления мер социальной поддержки на бесплатный проезд по социальной карте жителя Московской области, суд первой инстанции исходил из того, что истец проживает в Московской области г. Химки, в связи с чем, имеет право на получение социальной карты для бесплатного проезда на общественном транспорте.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Законом Московской области от 23.03.2006 года N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (далее Закон Московской области N 36/2006-ОЗ) устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся инвалиды, имеющие I, II, III группу инвалидности.
Статьей 2 п. 4 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.
Согласно п. 22, п. 34 ст. 1 Закона распространяется на инвалидов 2 группы, а также ветеранов боевых действий.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного Закона лицам, указанным в п. 22 ст. 1 данного Закона, предоставляется, в том числе, право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области.
Аналогичное право предусмотрено подпунктом 1 п. 3 ст. 16 Закона для ветерана боевых действий.
В соответствии с Постановлением Правительства МО от 13.03.2012 № 277/8 «О Положении о Министерстве социальной защиты населения Московской области» Министерство социальной защиты населения Московской области, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области. Оно осуществляет функции главного распорядителя соответствующих средств бюджета Московской области, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области. В его функции входит обеспечение реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с преамбулой данного Закона он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно ст. 1 Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
В целях реализации данного Закона Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области предусмотрен ряд организационно-учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательство проживания на законных основаниях на территории Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.А,М, 17.06.2019 г. установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию (л.д. 29-30).
С 14.07.2015 г. он проживает по адресу: <данные изъяты> временно зарегистрирован по данному адресу сроком до 06.06.2021 г., что подтверждается представленной выпиской из домовой книги (л.д. 61).
Согласно справке № 1327631/19 от 22.07.2019 г. из Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда России № 5 по Москве и Московской области ежемесячная выплата в качестве меры социальный поддержки ветерана боевых действий осуществляются пенсионным органом по месту по месту пребывания истца в г.Химки (л.д. 15).
Сын истца – Козлов А.А. посещает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №11 г. Химки, что подтверждается справкой данного образовательного учреждения (л.д. 27).
Из представленной копии военного билета К.А,М, усматривается, что истец принят на учет в военкомате г. Химки (л.д. 25).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу и правильно установил фактическое проживание истца К.А.М.. на территории Московской области, по адресу: <данные изъяты> Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец вместе со своей семьёй проживает на территории Московской области.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи