Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2302/2013 ~ М-2519/2013 от 11.10.2013

Дело год

    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

    

Федеральный судья Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания Туаева И.А. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора АМС <адрес> и Управлению Росреестра по РСО-А об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га, принадлежащего ФИО1 на основании договора аренды, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, истец в суд не явился, об отложении судебного разбирательства не просил, данных об уважительности причин своего отсутствия не представил, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ приводит суд к выводу о рассмотрении гражданского дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования поддержала и пояснила, что согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между АМС <адрес> и ФИО1. последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция 37, общей площадью 1,6 га, для строительства объектов придорожного сервиса. Указанный Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по РСО-А. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. По мнению представителя истца, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют его фактической рыночной стоимости, которая существенно ниже. Завышение стоимости земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ связано с утверждением кадастровой стоимости земельных участков Постановлениями РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ №305. Вместе с тем, по смыслу статьи 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Нарушение прав истца как арендатора земельного участка, заключается в необходимости оплачивать необоснованно завышенную арендную плату, рассчитанную согласно кадастровой стоимости земельного участка. Законодательство не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Поэтому по заказу истца проведена оценка рыночной стоимости арендованного им земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция 37, общей площадью 1,6 га. Согласно отчету зу от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>26 составила <данные изъяты> рублей. С учетом изложенного представитель истца просила суд удовлетворить иск ФИО1 и установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РСО-ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, письменной указала о рассмотрении гражданского дела по иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по усмотрению суда в отсутствие представителя республиканского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра». Против удовлетворения требований истца не возражала, о назначении по гражданскому делу судебной оценочной экспертизы не заявляла.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС г.ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании указала о рассмотрении гражданского дела по усмотрению суда, о назначении судебно-оценочной экспертизы не ходатайствовала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по РСО-А – ФИО7 в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие по усмотрению суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

В соответствии с договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между АМС <адрес> и ФИО1. последнему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га, для строительства объектов придорожного сервиса. Указанный Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по РСО-А. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. В соответствии с отчетом ЗУ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости ведений о кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, нарушение прав истца как собственника земельного участка, ФИО1обратился в суд с настоящим иском.

Требования истца направлены на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-Ф3), в который была включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона №167- ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона №135-Ф3 под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.    

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

В силу пункта 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной кадастровой оценке земель» и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость по своей природе, является рыночной стоимостью, однако, особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Законный интерес лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога либо правообладателя земельного участка, плата за пользование которым зависит от величины кадастровой стоимости.

Предусмотренный статьей 24.19 Закона №135-Ф3 судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в рассматриваемом случае не являются.

Представленный истцом отчет ГУ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

С целью выяснения вопроса об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га, по данному гражданскому делу судом была назначена судебная оценочная экспертиза. В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При оспаривании истцом кадастровой стоимости земельных участков предмет требований, по сути, заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в ГКН.

Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Соответственно, данное требование может быть направлено тому лицу, которое обладает полномочиями произвести указанное изменение.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.

В целях реализации положений части 2 статьи 3 Закона о кадастре, приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/93 полномочиями органа кадастрового учета наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Д/331 федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Москве переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестр»),

В дальнейшем федеральные государственные учреждения «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с сохранением основных целей деятельности (приказ Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата по субъектам Российской Федерации»).

В результате проведенной реорганизации полномочия по кадастровому учету в настоящее время осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.

В силу статьи 12 Закона №135-Ф3 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статьей 11 Закона №135-Ф3 установлено, что отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

    В соответствии с пунктом 3 ФСО отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Отчет от ДД.ММ.ГГГГ г., а также заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка ЗУ не оспорены собственником земельного участка, арендатором или органом кадастрового учета.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статей 56, 67, ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ вынесено компетентным в области оценочной деятельности специалистом, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов», свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» регистрационный номер <данные изъяты>

Доказательств того, что отчет и заключение эксперта об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки в материалы дела сторонами не представлено, и судом не установлено.

Таким образом, требования истца о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-А обязанности внести в данные государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, равной ее рыночной стоимости и составляющей <данные изъяты> рублей, подлежат удовлетворению.

При определении даты установления новой кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений статьи 24.19 Закона № 135-ФЗ, согласно которой «результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость». При этом постановлением Правительства РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что постановление Правительства РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ « 244 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РСО-А» на территории муниципального образования <адрес> вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка была установлена ДД.ММ.ГГГГ г., вследствие чего именно по состоянию на указанную дату следует установить новую кадастровую стоимость данного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Оценивая совокупность приведенных выше данных, суд считает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> микрорайон, позиция <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> га, в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение одного месяца.

Судья Туаева И.А.

Решение вступило в законную силу «_______»____________________ 20 г.

Судья Туаева И.А.

2-2302/2013 ~ М-2519/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фарниев Тамерлан Казбекович
Ответчики
Федеральное Государственное Учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания»
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания (Управление Росреестра по РСО-Алания)
Администрация местного самоуправления г.Владикавказа (АМС г.Владикавказ)
Суд
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республика Северная Осетия - Алания
Судья
Туаева Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky--wlk.sudrf.ru
11.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2013Передача материалов судье
14.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2013Подготовка дела (собеседование)
23.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2013Судебное заседание
15.11.2013Судебное заседание
18.11.2013Судебное заседание
21.11.2013Производство по делу возобновлено
27.11.2013Судебное заседание
27.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2016Дело оформлено
19.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее