Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-330/2022 ~ М-134/2022 от 31.01.2022

Дело № 2-330/2022

УИД 75RS0025-01-2022-000369-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года                                                                                 г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ с.Смоленка, администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующее. Прокуратурой Читинского района проведена проверка в сфере исполнения требований закона об образовании, в ходе которой установлено, что в МОУ СОШ с. Смоленка не созданы безопасные условия для жизни и здоровья обучающихся: отсутствует система контроля внутри учебного заведения, которая позволяла бы обеспечивать видимость помещении, в дневное время охрана осуществляется силами технического персонала и педагогами. Просит суд обязать МОУ СОШ с. Смоленка установить в помещении школы и по периметру здания систему видеонаблюдения и контроля, которая позволяли бы обеспечивать видимость помещений и территории с непрерывным видеонаблюдением потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца, организовать охрану силами службы безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе или частного охранного предприятия, обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования муниципального района «Читинский район» организовать финансирование мероприятий по поведению МОУ СОШ с. Смоленка указанных мероприятий, путем перечисления денежных средств на счет образовательной организации.

Помощник прокурора Синельникова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, прочила установить срок исполнения решения суда до 01.102022.

Представитель ответчика МОУ СОШ с. Смоленка Иванова Л.В. в судебном заседании пояснила, что видеонаблюдение будет установлено в 2022 году.

Представитель Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Черникова К.В. в судебном заседании исковые требования не признала в части, представила письменный отзыв.

Ответчик администрация муниципального района «Читинский район» в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 38, ст.41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, право граждан на охрану здоровья гарантировано.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Указанным положениям названного закона корреспондируют нормы п.п.3,5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Кроме того, согласно ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч.1).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (ч.3).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансирование бюджетных учреждений осуществляется за счет учредителя.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России № 635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

С 01.09.2019 в Российской Федерации введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.08.2019 № 492-ст ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности общеобразовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных общеобразовательных».

Как разъяснено в Письме Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности») в общеобразовательной организации должны быть выполнены следующие требования по охране общеобразовательной организации и ее территории: наличие охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел, наличие системы видеонаблюдения в здании общеобразовательной организации, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток, наличие системы контроля и управления доступом (турникет).

Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

В силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (п.25).

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п.30).

Исходя из анализа положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе как образовательной организацией так и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно Уставу МОУ СОШ с.Смоленка является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Муниципальный район «Читинский район», функции и полномочия учредителя от имени района выполняет администрация муниципального района «Читинский район», от имени которой действия учредителя осуществляет Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».

С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в т.ч., несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В рамках проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что МОУ СОШ Смоленка относится к третьей категории опасности объекта, в учреждении не созданы безопасные условия для жизни и здоровья обучающихся, а именно в дневное время охрана образовательного учреждения осуществляется силами педагогов, видеонаблюдение отсутствует, в связи с чем в адрес председателя Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» 30.06.2021 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.

Согласно материалам дела в адрес Министерства образования и науки Забайкальского края, Министра финансов Забайкальского края подавались обращения о необходимости проведения мероприятий по охране объекта и установке видеонаблюдения.

Довод представителя ответчика Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» в представленном письменном отзыве о том, что бюджет является дотационным и на 2022 год утвержден, в бюджете не предусмотрены средства на реализацию указанных мероприятий, вопрос о финансировании вышеуказанных работ будет решаться при составлении проекта бюджета района на следующий финансовый 2023 год, в связи с чем исполнить решение суда в текущем году не представляется возможным, не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и не может умалять право граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия обучения, труда, и ставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в помещении здания школы.

    Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, здание МБОУ СОШ с. Смоленка не оснащено системой видеонаблюдения, отсутствует охрана здания, в результате чего нарушаются права обучающихся на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью.

При этом суд исходит из того, что обеспечение охраны здания школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также необходимыми инженерно-техническими средствами является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Каких-либо доводов, опровергающих представленные в дело доказательства, свидетельствующих об исполнении возложенных законом обязанностей, стороной ответчиков не представлено.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет в пределах своих полномочий меры в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В частности, положениями статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района на территории сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закон в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» обязанности, в целях выполнения мероприятий антитеррористической направленности, организовать финансирование МОУ СОШ с. Смоленка, суд полагает обоснованными.

Положения Устава МБОУ СОШ с. Смоленка свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления муниципального района обязанности принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), в том числе в сфере образовательной деятельности, также меры, направленные на обеспечение здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Поскольку в судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения положений законодательства МОУ СОШ с. Смоленка не устранены, со стороны учредителя не принимается достаточных мер для финансирования учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, для которых не созданы безопасные условия для обучения и воспитания, указанные нарушения носят длительный характер, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом в силу положений ст.206 ГПК РФ суд считает возможным с учетом пояснений стороны ответчика, заявления прокурора Синельниковой Т.В. установить срок исполнения решения суда до 01.10.2022, указанный срок суд находит разумным, обоснованным, отвечающий интересам, в том числе учащихся, принимая во внимание дату начала учебного года.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать МОУ СОШ с.Смоленка в срок до 01.10.2022:

- установить по периметру здания видеонаблюдение, которые позволяли бы обеспечивать видимость помещений и территории с непрерывным видеонаблюдением потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца;

- организовать охрану силами службы безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе или частного охранного предприятия.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» организовать финансирование мероприятий по поведению МОУ СОШ с. Смоленка указанных мероприятий, путем перечисления денежных средств на счет образовательной организации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья:                                                               Галанова Д.И.

2-330/2022 ~ М-134/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Читинского района Забайкальского края
Ответчики
Администрация муниципального района "Читинский район"
МОУ СОШ с. Смоленка
Комитет образования администрации муниципального района "Читинский район"
Суд
Читинский районный суд Забайкальского края
Судья
Галанова Д.И.
Дело на сайте суда
chitinski--cht.sudrf.ru
31.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее