Гр.дело № 2-2444/2016
Принято в окончательной форме:
26.09.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.
при секретаре Власовой Ю.М.,
представителя ответчика Азаровой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маричева А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г.Североморск о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным, назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Маричев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г.Североморск Мурманской области (далее по тексту – ответчик, УПФ РФ) о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным, назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска, с учетом уточнений исковых требований указал, что *** в связи с достижением пенсионного возраста обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ г. Североморска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г.Североморск от *** №*** в досрочном назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием 12 лет 6 месяцев специального стажа в плавсоставе.
С указанным решением УПФ он не согласен по следующим основаниям.
Указал, что его стаж в плавсоставе связан с работой по профессии ***, *** и *** на морском судне. Исходя из пункта 9 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 - ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», к работам с тяжелыми условиям труда относится работа в плавсоставе, предусматривающая уменьшение возраста при назначении страховой пенсии по старости на 5 лет, а именно: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Исходя из п.1, ч.3 главы XXVIII постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 – работа в должности *** всех наименований относится к Списку №2 и дает право на досрочную пенсию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Указанной нормой предусмотрено назначение страховой пенсии на 5 лет ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
В п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (т.е. мужчины - не менее 6 лет и 3 месяцев, женщины - не менее 5 лет) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Таким образом, полагал, что поскольку его страховой стаж составляет - 25 лет 06 месяцев 25 дней и стаж в плавсоставе календарно - 12 лет 01 день, то на основании п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ право на назначение досрочной пенсии у него возникает по достижению возраста 56 лет.
Помимо этого, он осуществлял свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в связи с чем в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ № 400-ФЗ исходя из того, что его страховой стаж составляет 25 лет 06 месяцев 25 дней и стаж в РКС - 21 год 07 месяцев 07 дней, возраст для выхода на пенсию для него должен уменьшаться на 5 лет.
Кроме того, привел довод о том, что в соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ № 400-ФЗ: лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в РКС или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Однако, по его мнению, положения этой нормы не применены ответчиком, поскольку его специальный стаж менее 12 лет 6 месяцев и составляет 12 лет 01 день, несмотря на то, что ч.2 ст.33 ФЗ № 400-ФЗ не содержит указаний на невозможность применения правила пропорционального уменьшения возраста для выхода на пенсию.
Привел довод, что в силу п.2 ч.1 ст.30; п.6 ч.1 ст.32; ч.2 ст.33 ФЗ №400-ФЗ в их взаимосвязи и взаимодействии, для него досрочная страховая пенсия должна назначаться ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, поскольку в результате суммирования всех оснований, которые позволяют ему уменьшить возраст выхода на пенсию, право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости наступает в 51 год (60 - (5+ 4)).
Поскольку на дату подачи заявления о назначении пенсии его возраст составлял 52 года, ГУ УПФ отказал в назначении пенсии неправомерно.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» просил признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда в ЗАТО г.Североморск от 06.07.2016 № 58251/16 об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда назначить ему досрочную страховую пенсию по старости от даты приёма заявления – 28.03.2016 – по основанию, связанному с работой во вредных условиях – мотористом.
В период производства по делу истец дополнил исковые требования требованием о включении периода отдельных ремонтных работ с 29.01.2008 по 25.03.2008 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. До рассмотрения дела по существу направил суду заявление, в котором отказался от данного требования. Просил производство по делу в указанной части прекратить. Определением суда от 22.09.2016 производство по делу в части требований о включении периода отдельных ремонтных работ с 29.01.2008 по 25.03.2008 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии прекращено.
Кроме того, в судебном заседании 13.09.2016 в обоснование заявленных требований дополнительно привел довод о том, что согласно п.1 ч.3 главы XXVIII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» к указанным работам относится профессия моториста всех наименований плавсостава морского и речного флота судов, а именно: служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).
В соответствии с п.2 главы XXX ранее действовавшего Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» к Спискам №2 относится работа моториста и их помощников, старших мотористов, приобретенная в плавсоставе морского флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения). В связи с указанным, полагал, что, что его работа, приобретенная в плавсоставе морского флота, относится к Списку №2, поскольку характер и условия работы намного тяжелее, чем работа моториста на судах служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. Это обуславливается тем, что его работа производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Для приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение по вышеуказанным основаниям для работников машинной команды плавсостава (в том числе и моториста) судов морского флота специфика деятельности судна (согласно его предназначению) не имеет значения. Решающим является характер работы (специальность) члена машинной команды этого судна. С учетом приведенных доводов, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание истец Маричев А.В. не прибыл, извещен, представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ России в ЗАТО г.Североморск Азарова Н.С. в судебных заседаниях и представленном мнении по иску Маричева А.В. и дополнениях к нему с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, указав, что решением комиссии УПФР в ЗАТО г.Североморск от 04.07.2016 истицу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 12лет и 6 месяцев специального стажа в плавсоставе. По документам пенсионного дела стаж составил: страховой стаж – 25 лет 06 месяцев 25 дней; специальный стаж в плавсоставе календарно – 12 лет 1 день, стаж в РКС – 21 год 07 месяцев 7 дней.
Представление документов, необходимых для подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложено на заявителя (ст. 21 Закона 400 - ФЗ). Маричев А.В. для досрочного назначения пенсии представил выданную в\ч40658 справку, уточняющую льготный характер работы от 07.06.2016 № 40, согласно которой, истец работал в плавсоставе с 31.03.1999 по 07.06.2016 в должности *** на спасательном судне ***, в справке указаны периоды льготной работы, которые включены в специальный стаж (плавсостав) и отпуска без сохранения заработной платы, которые, согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, исключены из специального стажа. Судно *** является морским и к группе судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, к группе служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения не относится.
Указала, что в исковом заявлении истец ссылается на Список 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 и на таблицу возникновения права на досрочную пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 с уменьшением возраста. При этом истец ошибочно полагает, что период работы в плавсоставе можно также отнести и к Списку 2. По представленной справке истец работал в плавсоставе, а к плавсоставу не применяется уменьшение возраста пропорционально имеющемуся стажу. Таким образом, по представленным Маричевым А.В. документам не установлено наличие у него права на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, ссылка истца на старый Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 не имеет отношения к данному спору, т.к. истец в указанный период не работал, а осуществлял свою трудовую деятельность в период действия Списка № 2 1991 года. Просит отказать в иске в полном объеме, учитывая, помимо прочего, что с 27.09.2016 МаричевА.В. имеет право на назначение пенсии в связи с работой в плавсоставе.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – войсковой части 40658 – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что Список №2 предоставляет право на пенсию по старости на льготных условиях лишь машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта. *** относится к морскому судну обеспечения ВМФ. Полагает. Что при назначении пенсии Маричеву А.В. необходимо руководствоваться пунктом 9 части 1 статьи 30 ФЗ №400 (плавсостав).
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Маричева А.В., суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О стразовых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона №400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе следующим лицам:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9).
Данным Федеральным законом сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией, со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Маричев А.В., *** г.р., обратился в ГУ – УПФ России в ЗАТО г. Североморск с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с работой в должностях плавсостава.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №*** от ***, исходя из справки *** уточняющей особый характер работы от *** №***, и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из специального стажа (плавсостав) и стажа в районах Крайнего Севера Маричева А.В. исключены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с 10.07.2004 по 18.07.2004, с 30.08.2004 по 19.09.2004, с 22.11.2013 по 27.11.2013, а также из специального стажа (плавсостав) исключены периоды доковых ремонтных работ, отдельных ремонтных работ с 13.03.2002 по 19.03.2002, с 14.11.2003 по 16.06.2004, с 29.12.2005 по 10.05.2006, с 04.06.2011 по 20.08.2011; с 31.03.1999 по 31.12.2001, с 29.01.2008 по 25.03.2008, с 15.04.2014 по 30.04.2014, с 01.08.2014 по 30.04.2015.
Документально подтвержденный стаж по состоянию на 27.03.2016 составил: по страховому стажу – 25 лет 06 месяцев 25 дней (в льготном исчислении 29 лет 03 месяца 15 дней), стаж в плавсоставе календарно 12лет 01 день, стаж в РКС календарно – 21 год 07 месяцев 07 дней.
Решением ГУ – УПФ России в ЗАТО г. Североморск от *** №*** Маричеву А.В. отказано в установлении пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием 12 лет и 06 месяцев специального стажа работы в плавсоставе.
Истец полагает, что периоды его работы в должностях ***, ***, старшего ***, на котором он работает с *** по настоящее время, должны быть засчитаны в стаж работы в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости согласно пункту 2 части 1 статьи 30 ФЗ №400, учитывая Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 и Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Разрешая заявленные исковые требования, суд находит решение ответчика законным и обоснованным по следующим основаниям.
Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона №400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе следующим лицам:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9);
Согласно пунктам 2-4 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (пункт 6 части 1 статьи 30 ФЗ №400).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» сохранило действие Списка № 1 и Списка № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 были утверждены новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, включая Список № 2. Эти списки, введенные в действие на территории РСФСР с 01.01.1992, применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов «а» и «б» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27, с 01.01.2015 согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» - пункты 1 и 2 части 1 статьи 30).
После принятия постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 работникам плавсостава судов морского и речного флота, поименованным в Списке № 2 1956 года и не названным в Списке № 2, стало известно, что их работа после 01.01.1992 не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку № 2. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Указанное изменение оценки профессиональной деятельности работников плавсостава судов морского и речного флота применительно к льготному пенсионному обеспечению согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.05.2001 № 8-П, в силу которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Таким образом, доводы истца о том, что действие ранее действовавшего Списка№2 1956 года должно быть распространено и на его трудовую деятельность, является ошибочным.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Маричев А.В. с *** по настоящее время работает постоянно, полный рабочий день в плавсоставе по вольному найму на судах морского флота войсковой части ***. Указанное судно является морским и к группе судов портовых, постоянно работающий на акватории порта, к группе служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения не относится. Войсковая часть *** на основании Директивы Генерального Штаба Военно-морского Флота №*** от *** передислоцирована из *** в ***, работа проходила в районах Крайнего Севера.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в период работы истца на *** действовал Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, в который включены мотористы всех наименований (23003010-14706) Машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения) плавающего состава морского и речного флота. Однако судно, на котором осуществлял деятельность истец, к указанной категории не относится, в связи с чем, на него действие списка №2 не распространяется.
Исходя из доводов истца, досрочная страховая пенсия должна быть назначена ему ранее достижения возраста установленного статьей 8 ФЗ №400 в 51 год, учитывая, что Право на страховую пенсию у мужчин наступает в 60 лет (ст.8 ФЗ №400-ФЗ); нормами Закона предусмотрено уменьшение возраста выхода на пенсию на 5 лет - за работу в РКС (п.6, ч.1, ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ), на 4 года - за работу в плавсоставе 12 лет, 01 день (п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ), то есть с уменьшением возраста для выхода на пенсию пропорционально имеющемуся стажу на соответствующих видах работ. Указанные величины суммируются и вычитаются из 60 лет.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы Маричева А.В. в стаж работы с тяжелыми условиями труда, то не имеется оснований для применения к нему пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ №400, согласно которому гражданам, имеющим не менее половины стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми условиями труда, дающими право на трудовую пенсию по старости по Списку № 2 (мужчины – не менее шести лет и трех месяцев, женщины – не менее пяти лет), трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам – с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев, а женщинам – за каждые два года такой работы.
Позиция истца о наличии такого права у лиц, трудовая пенсия по старости которым назначается на основании пункта 9 части 1 статьи 30 ФЗ №400, основана на неверном толковании норм права.
В целях реализации прав граждан на установление трудовых пенсий приказами Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации были утверждены: Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии от 28.11.2014 №958Н; Правила обращения за страховой пенсией № 884Н от 17.11.2014 и утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1015 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»;
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Правительства от 17.11.2014, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами.
Представление документов, необходимых для подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложено на заявителя (статья 21 ФЗ №400).
Суд принимает во внимание, что с заявлением о назначении досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400 Маричев А.В. не обращался.
Требований о включении в стаж периодов, исключенных протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №*** от *** из специального стажа (плавсостав), Маричевым А.В. не заявлено.
Судом установлено, что на дату обращения истца за назначением пенсии 28.03.2016 по итогам исследования всех представленных документов стаж работы в плавсоставе составил календарно 12лет 01 день, что менее необходимого стажа 12лет 06 месяцев, предусмотренного для назначения пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 ФЗ №400, в связи с чем, решение ГУ УПФ России в ЗАТО г.Североморск от *** №*** об отказе в назначении пенсии по старости досрочно принято законно и обоснованно, и оснований для его отмены не имеется.
Таким образом, анализируя юридически значимые для дела доказательства и фактические обстоятельства дела, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маричева А.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г.Североморск о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным, назначении трудовой пенсии по старости, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова