Дело № 5-554/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении
г. Саранск 21 апреля 2021 года
Судья Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Анашкина Наталья Александровна, при секретаре судебного заседания Захватовой Евгении Вячеславовне, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Российской Федерации Бычкова Дмитрия Александровича <данные изъяты>
установил:
Согласно материалам дела об административном правонарушении, в ходе проведения внеплановой выездной проверки, с целью выполнения требования о проведении внеплановой проверки №1Прокуратуры Республики Мордовия по информации, выявленной в ходе мониторинга сети «интернет» о госпитализации больного с коронавирусной инфекцией, Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в отношении должностного лица – заместителя главного врача по анестезиологии реаниматологии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Мордовская республиканская центральная клиническая больница» Бычкова Д.А. выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: требований п.п. 3.5 п. 3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), выразившееся в том, что не подано экстренное извещение на инфекционное заболевание «Новая коронавирусная инфекция» у пациента, находившегося на лечении в ГБУЗ РМ «МРЦКБ» с 03.12.2020г. по 15.12.2020г.
По данному факту в отношении Бычкова Д.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Бычков Д.А. вину во вмененном правонарушении не признал, указал, что он действовал в рамках Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения Республик Мордовия от 24.07.2020г. № 952, приказа ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница» от 27.07.2020 № 437.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы должностного лица Бычкова Д.А., судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ, выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (части 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года указанная ситуация признана пандемией.
Указом Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-2019» (с последующими изменениями), на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности.
Изложенные в названном Указе Главы Республики Мордовия ограничения, касающиеся, в том числе, руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предотвращение возникновения распространения инфекционного заболевания - новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 3.5. "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее по тексту СП 3.1.3597-20) установлена обязанность медицинских организаций, установивших предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направлять в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее по тексту СП 3.1/3.2.3146-13) устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно пункту 11.2. указанных правил эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливают (с указанием места и времени) в том числе наличие контакта с больным инфекционным заболеванием или носителем, других условий, при которых могло произойти заражение конкретной нозологической формой инфекционной или паразитарной болезни; сведения об иммунизации. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие).
В соответствии с п. 12.1. СП 3.1/3.2.3146-13 о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских организаций обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных и паразитарных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются, в частности руководители медицинских организаций, выявившие больного (п. 12.2. СП 3.1/3.2.3146-13).
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница» подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом № 000063 об административном правонарушении от 10.03.2021 в отношении должностного лица Бычкова Д.А.; копией распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ №218 от 02.02.2021г. № 25 о проведении выездной внеплановой проверки, актом проверки №25 от 09.02.2021г.; должностной инструкцией заместителя главного врача по анестезиологии-реаниматологии, согласно которой заместитель главного врача по анестезиологии-реаниматологии относится к категории руководителей, организует оказание лечебно-диагностической помощи больным, находящимся в стационаре, осуществляет непосредственное руководство деятельностью заведующих лечебно-диагностическими подразделениями больницы, осуществляет систематический контроль за качеством обследования, лечения и ухода за больными, разрабатывает и осуществляет мероприятия, направление, в том числе, на обеспечение строгого и устойчивого санитарно-эпидемиологического режима в больнице и предупреждение внутрибольничных инфекций; трудовым договором № 228/2018 от 31.07.2018г., выпиской из приказа о приеме на работу Бычкова Д.А.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает событие административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия, установленными, а вину заместителя главного врача Бычкова Д.А. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – доказанной.
Действия Бычкова Д.А. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Бычкова Д.А. от административной ответственности, предусмотренных статьями 2.7, 2.8, 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Совершенное лицом, в отношении которого ведется производство по делу, административное правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, охрана которого по рассматриваемому делу согласно ст. 1.2 КоАП РФ является задачами законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем административное правонарушение по своему характеру представляет повышенную общественную опасность.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Бычков Д.А. имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Данное обстоятельство в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признается смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не имеется.
Процессуальных нарушений и обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного Бычковым Д.А. правонарушения, которое совершено в период эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекцией, что свидетельствует о пренебрежительном отношении должностного лица к соблюдению обязательных требований, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, принятых с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, ставящем под угрозу здоровье и жизнь иных граждан, принимая во внимание наличие смягчающего и отсутствие отягчающих обстоятельств, судья полагает необходимым определить Бычкову Д.А. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 6.3, 29.1-29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать Бычкова Дмитрия Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Мордовия (Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия л/с 04091788060); ИНН 1326193381; КПП 132601001; р/с 40101810022020017002 Отделения НБ Республики Мордовия Банка России в г. Саранск; БИК 018952501; КБК 14111601061010003140; ОКТМО 89701000; УИН 14104130007300084846.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Платежный документ, свидетельствующий об уплате штрафа до истечения 60-ти дневного срока необходимо представить в Пролетарский районный суд г.Саранска республики Мордовия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Пролетарского районного суда
г. Саранска -