ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» декабря 2019 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Борисовой В.В., при секретаре Салиховой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1206/2019 по исковому заявлению Муниципального района Похвистневский Самарской области к Курбатовой Светлане Александровне о взыскании излишне полученной социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
Представитель Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области обратился в суд с иском к Курбатовой Светлане Александровне о взыскании социальной выплаты указав, что на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГГГ Курбатовой С.А. как участнице подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) 42 кв.м. жилья в сельской местности в размере 742 618 рублей 80 копеек. Подавая документы в рамках программы ответчиком подписано заявление, о том, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и плановый период 2020 года» ознакомлены и обязуетесь их выполнять. Таким образом, социальная выплата на момент ее предоставления рассчитывалась 42*29 469*60% = 742618,80 рублей.Исходя из предоставленного ответчиком Договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено следующее. Курбатовой С.А. приобретена в собственность квартира общей площадью 60,80 кв.м., что на 18,80 кв.м. больше установленной нормы. Учётная норма площади для семей из 2-х человек составляет 42 кв.м.. Исходя из представленного договора не усматривается, что 18,80 кв.м., то есть сверх установленной площади, приобрела за собственные средства. Таким образом, социальная выплата в размере 742 618, 80 рублей подлежит перерасчету по следующей формуле:Стоимость 1 кв.м (факт)*Sобщ(норм)*70%(60%)=СВ, где S-площадь; S факт. - приобретённая фактическая площадь; S норм. - норма площади установленная Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; 60% (70%) - доля социальной выплаты;29 469 рубля - стоимость 1 кв.м. установленная Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 29.01.2018 №25-п «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области на 2018 год». Стоимость квартиры по договору купли продажи квартиры составила 1 400 000 рублей. S=60,8 кв.м.. Расчет: 1 400 000 / 60,8 = 23 026,32 - (фактическая стоимость 1 кв.м. приобретенного жилья).23 26,32 < 29 469,0. 23026,32*42 кв.м.*60% = 580 263,26 - (размер социальной выплаты).Таким образом, исходя из полученного расчета приобретенного жилья 60,80 кв.м. социальная выплата составляет 580 263,26 рублей. На основании вышеизложенного Администрация муниципального района Похвистневский в июле 2019 года направила в адрес ответчика уведомление о необходимости возврата в бюджет района до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 162 355,54 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле был привлечен в качестве соответчика Курбатов Д.В., поскольку он является собственником 1/2 доли в праве приобретенного жилья.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд: взыскать с ответчиков Курбатовой С.А., Курбатова Д.В. пропорционально долям в праве собственности в пользу муниципального района Похвистневский Самарской области излишне уплаченную социальную выплату в размере 162 355,54 рублей. Денежные средства перечислить на расчетный счет Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области.
Ответчик Курбатова С.А. исковые требования не признала, указав, что не согласна с иском. Дополнительно пояснила, что заявление на получение социальной выплаты она подписывала.
Ответчик Курбатов Д.В. в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен надлежаще и заблаговременно, предоставил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося по делу представителя третьего лица и ответчика Курбатова Д.В..
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу ст.1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
На основании ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», основной целью мероприятий которой является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 №1243. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих:
а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены «Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»;
б) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств расположенных на территории субъекта Российской Федерации муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
Согласно п.п.2,4,8,12 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п.13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п.18 настоящего Типового положения;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:
а) на приобретение жилого помещения в сельской местности;
б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по установленной форме. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В соответствии с п.п.13,15 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв.м. - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год. В случае если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области №25-П от 29.01.2018 «Об утверждении стоимости одного квадратного места общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области на 2018 год» стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения в Муниципальном районе Похвистневский определена в размере 29469 рублей.
На основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГГГ Курбатовой С.А. как участнице подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) 42 кв.м., жилья в сельской местности в размере 742 618 (семьсот сорок две тысячи шестьсот восемнадцать) рублей 80 копеек. Пунктом 13 (Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам) предусмотрено для расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья используется расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, которая определяется исходя из размера общей площади жилого помещения (33 кв.м. - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из двух человек и по 18 кв.м., на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек) и стоимости 1 кв.м, общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год. Одним из условий участия в программе является наличие собственных и (или) заемных средств в размере:
- не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья дт* категории «молодые семьи и молодые специалисты»)
- не менее 40% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья дл* категории «граждане, проживающие в сельской местности».
Пунктом 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат настроительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства от 14.07.2012 №717 « О Государственной программе развила сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», установлено, что размер социальной выплаты подлежит перерасчёту в случае, если фактическая стоимость 1 кв. м. общей площади приобретённого жилья меньше стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, определённой органом исполнительной власти (далее Типовое положение).
Согласно Приказа министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 29 января 2018 года №25-п «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области на 2018 год», стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе Похвистневский определена в размере 29 469 (двадцать девять тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей.
Подавая документы в рамках программы ответчиком Курбатовой С.А. подписано заявление, о том, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и плановый период 2020 года» ознакомлены и обязуетесь их выполнять.
Таким образом, социальная выплата на момент ее предоставления рассчитывалась 42*29 469*60%=742 618,80 рублей.
Согласно предоставленного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Курбатова С.А. и Курбатов Д.В. приобретена в общую долевую собственность квартира общей площадью 60,80 кв.м., расположена по адресу: <адрес>. Площадь данной квартиры составила 60,80 кв.м., что на 18,80 кв. м больше установленной нормы. Учётная норма площади для семей из 2-х человек составляет 42 кв.м.. Согласно пункту 18 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилы сверх установленного пунктом 13 Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. Исходя из представленного договора не усматривается, что18,80 кв.м., то есть сверх установленной площади, приобрела за собственные средства.
Согласно представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано за Курбатовой Светланой Александровной и Курбатовым Данилом Витальевичем по 1/2 доле в праве собственности за каждым, о чем сделаны записи регистрации №№, № соответственно.
Таким образом, социальная выплата в размере 742 618 (семьсот две тысячи шестьсот восемнадцать рублей) 80 копеек подлежит перерасчету по следующей формуле:Стоимость 1 кв.м. (факт)*8общ(норм)*70%(60%)=СВ, где S-площадь;
S факт. - приобретённая фактическая площадь;
S норм. - норма площади установленная Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области;
60% (70%) - доля социальной выплаты;
29469 - стоимость 1 кв.м. установленная Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 29 января 2018г. №25-п «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области на 2018 год»;
Стоимость квартиры по договору купли продажи квартиры составила 1 400 000 (один миллион рублей) 00 копеек.
S=60,8 кв.м.
Расчет: 1 400 000/60,8=23 026,32 - (фактическая стоимость 1 кв. м. приобретенного жилья).
23 26,32<29469
23026,32*42 кв.м.*60%=580 263,26 - (размер социальной выплаты).
Таким образом, исходя из полученного расчета приобретенного жилья 60,80 кв.м социальная выплата составляет 580 263 (пятьсот восемьдесят тысяч двести шестьдесят три) рубля 26 копеек.
На основании вышеизложенного Администрация муниципального района Похвистневский в июле 2019 года направила в адрес ответчика уведомление о необходимости возврата в бюджет района до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 162 355 (сто шестьдесят две тысячи триста пятьдесят пять тысяч) 54 копейки.
До настоящего времени ответчик денежные средства в доход бюджета района не возвратил.
Факт предоставления Курбатовой С.А. социальной выплаты в размере 742 618,80 рублей в судебном заседании так же был подтвержден обеими сторонами.
Предоставленная Курбатовой С.А. социальная выплата в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012, была рассчитана исходя из расчетной стоимости, а не фактической стоимости квадратного метра приобретенного ответчиком жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд признает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Несмотря на то, что действия Курбатовой С.А. не носят виновный характер, ввиду того, что на нее, как на получателя средств, не возложена обязанность по осуществлению расчета размера социальной выплаты, однако со стороны ответчика, имело место неосновательное обогащение, поскольку Курбатова С.А. получила социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством, о чем она была извещена при подписании заявления на участие в ФЦП, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату. Указанная социальная выплата не является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, а переплата произошла вследствие счетной ошибки.
Из Соглашения о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования в Самарской области по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Самарской области в 2018 году бюджету Похвистневского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета РФ. Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и предоставлению отчетности, является Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области.
Таким образом, суд признает, что надлежащим истцом по настоящему гражданскому делу является Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает необходимым взыскать с Курбатовой С.А. и Курбатова Д.В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа Похвистнево Самарской области в размере 2 223,55 рубля с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области к Курбатовой Светлане Александровне, Курбатову Даниле Витальевичу о взыскании излишне полученной социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Курбатовой Светланы Александровны, Курбатова Данилы Витальевича в пользу Муниципального района Похвистневский Самарской области излишне полученные денежные средства социальной выплаты в размере 81 177,77 рублей с каждого.
Взыскать с Курбатовой Светланы Александровны, Курбатова Данилы Витальевичагосударственную пошлину в доход бюджета городского округа Похвистнево Самарской области в размере 2 223,55 рубля с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.
Судья В.В. Борисова