УИД 28RS0008-01-2021-000227-23
Дело № 2-187/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсина О.Б.,
при секретаре Щербаковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой И. Г. к администрации города Зеи о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Истец Матвеева И.Г. обратилась в суд с иском к администрации города Зеи о признании за ней права собственности на самовольную постройку –жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м, жилой площадью 40,7 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, в обоснование требований указав, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от 14 октября 2009 года является собственником жилого дома общей площадью 34,3 кв.м и земельного участка общей площадью 2479 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. В 2016 году старый дом был снесен и на его месте был построен новый жилой дом общей площадью 60,2 кв.м, в том числе жилой площадью 40,7 кв.м. Данный жилой дом под литером А является самовольной постройкой, так как он возведен без соответствующего в установленном законом порядке разрешения. Из технического заключения <Номер обезличен> на признание жилого дома по адресу: <адрес> объектом недвижимости следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует действующим санитарным нормам и правилам, санитарно-бытовым и противопожарным требованиям, за исключением отступления, обоснованного в разделе 3. Возведенный жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в жилом помещении граждан; построенный объект соответствует требованиям технических регламентов и подлежит государственной регистрации.
Истица Матвеева И.Г., ее представитель Матвеев С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивают.
В предыдущем судебном заседании представитель истца Матвеев С.А. пояснил, что жилой дом по адресу: <адрес> был построен в 2016 году из негорючего материала – пескоблоков, соседка Исаева О.М. против строительства не возражала.
Представитель ответчика администрации города Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора Исаева О.М. – собственник соседнего домовладения по адресу: <адрес>, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, возражений против заявленных исковых требований не имеет.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу, вместе с тем, из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.
По смыслу ст.222 ГК РФ, право собственности на строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, может быть признано, если это строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и, если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г №10/22 указано, что признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
Судом установлено, чтоМатвеева И.Г. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>общей площадью 34,3 кв.м с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью 2479 кв.м, собственником которого она также является.
Право собственности на указанные объекты недвижимости подтверждается представленными выписками из ЕГРН.
Как следует из представленных доказательств, право собственности на указанный жилой дом Матвеева И.Г. приобрела на основании договора купли-продажи от 24.09.2009, право собственности было зарегистрировано в октябре 2009 года.
Как следует из пояснений истицы, и представленных доказательств, в 2016 году на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> был построен новый жилой дом.
22 октября 2018 года инженером АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был составлен технический паспорт на жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>. Из указанного технического паспорта следует, что жилой дом построен в 2016 году, общая площадь жилого дома – 60,2, жилая площадь жилого дома – 40,7, сведения о правообладателях объекта недвижимости отсутствуют.
Уведомлением, направленным 02 октября 2018 года администрацией города Зеи, по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (со сносом старого) на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, по адресу <адрес>, зарегистрированного 27.09.2018 <Номер обезличен>, администрация города Зеи уведомляет Матвееву И.Г. о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: указанный в уведомлении отступ от границ с земельными участками кадастровый <Номер обезличен> (<адрес>) и кадастровый <Номер обезличен> (<адрес>) при сложившейся застройке не позволяет обеспечить соблюдение требования нераспространения пожара на соседние здания и сооружения (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пп 4.3, 4.13 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).
В соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Список документов, прилагаемых к указанному заявлению, содержится в п.1 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В декабре 2020 года Матвеева И.Г. обратилась к ИП ФИО4 для определения факта соответствия (несоответствия) возведенного жилого дома требованиям технических регламентов с целью узаконивания построенного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, которой было дано техническое заключение.
Согласно техническому заключению <Номер обезличен>, выполненному ИП ФИО4, на основании проведенных замеров, установлено, что расположение жилого дома не нарушает санитарно-бытовых требований СП 30-102-99 и «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Зея Амурской области».
Класс пожарной опасности строительных конструкций построенного жилого дома (при выполнении негорючей наружной отделки) соответствует классу конструктивной пожарной опасности С2; степень огнестойкости - IV; названные характеристики определены в процессе обследования и в соответствии [4,9]. Согласно "СП 2.13130.2012. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (утв. Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693) [5], п.6.5.6. - к одноквартирным, в т.ч. блокированным (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.4), жилым домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются. Названные характеристики учитываются при определении соответствия расстояний между жилыми домами согласно рекомендуемым нормам СП 4.13130.2013." Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям», СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Расстояние от обследуемого жилого дома до стен здания <Номер обезличен>, расположенного на участке 28:03:040032:0033, составляет 10.2м. Расстояние от обследуемого жилого дома до стен здания <Номер обезличен>, расположенного на соседнем участке без кадастрового номера (не зарегистрирован в Государственном реестре), составляет 16,7м. Согласно принятым нормам (п. 4.3. тб.1 "СП 4.13130.2013." Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [9], расстояние между домами IV степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности C2, С3 рекомендуется не менее 15,0 м. Фактически расстояние между домами №<Номер обезличен> и <Номер обезличен> не соответствует рекомендуемым противопожарным нормам [9], т.к. составляет 10,2м вместо приведенных тб.1[9] 15,0 м, но, необходимо принять во внимание следующие факторы:
a)дом возведен на участке с зарегистрированным правом собственности;
b)подъезды для пожарных машин к зданиям обеспечены;
c)при строительстве нового здания для утепления перекрытия, наружной и
внутренней обшивки здания, для покрытия кровли использованы негорючие материалы, т.е. применена конструктивная огнезащита для повышения пожарной безопасности.
Таким образом, при строительстве жилого <адрес> на кадастровом участке <Номер обезличен> по <адрес> в <адрес> учтены факторы энергоэффективности (использование теплоизоляции в перекрытиях, энергосберегающих оконных и дверных заполнений, и др.) и безопасности строительных конструкций. При возведении здания соблюдены требования к объемно- планировочным решениям; для повышения пожарной безопасности применена конструктивная огнезащита, выполнены нормы санитарно-бытовых требований СП 30- 102-99, «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Зея Амурской области». Итогом строительства является безопасное и комфортное жилье.
Возведенный жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан. Построенный объект по адресу: <адрес>, соответствует требованиям технических регламентов, и подлежит государственной регистрации.
Заключение специалиста является мотивированным и обоснованным, сделано на основании визуального и инструментального обследования спорного дома с использованием необходимых документов и базируется на проведенных исследованиях и специальных познаниях. Заключение подготовлено специалистом, имеющим соответствующее образование и опыт работы, а также имеющим свидетельство направозанятия даннымвидом деятельности, в связи с чем судпризнаеттехническое заключение допустимым и относимым доказательством по делу.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе техническое заключение, с учетом их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд полагает установленным, что при возведении истцом жилого дома допущены незначительные нарушения противопожарных норм, выразившиеся в несоблюдении противопожарных разрывов между вновь возведенным объектом и постройками, расположенными на смежных земельных участках, однако судом установлено, что при строительстве нового здания использованы негорючие материалы для покрытия кровли, обшивка стен дома выполнена негорючими материалами.
Отсутствие требуемых противопожарных разрывов не свидетельствует о существующей угрозе для жизни и здоровья людей, так как строительными нормами и правилами допускается возможность уменьшения их расстояния, данное нарушение может быть устранено путем устройства противопожарных мероприятий. Что также подтверждено и указано специалистом ИП ФИО4 в техническом заключении.
Упомянутое незначительное несоблюдение правил при строительстве не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку при этом не нарушается право собственности или законное владение третьего лица Исаевой О.М. – собственника соседнего домовладения по адресу: <адрес>, не возражающей против строительства дома по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.13ст.1 Градостроительного кодексаРФ, под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Таким образом, спорный жилой дом является самостоятельным объектом недвижимого имущества, право собственности на который может быть признано на основании ст. 222 ГК РФ даже в случае отсутствия разрешения на строительство, если он создан без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и, если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Данных о том, что сохранение самовольно возведенного жилого дома нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан судом не добыто и ответчиком суду не представлено.
В силуст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При установленных по делу обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Матвеевой И.Г. о признании права собственности на самовольную постройку подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Матвеевой И. Г. удовлетворить.
Признать за Матвеевой И. Г. право собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м, жилой площадью 40,7 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 24 марта 2021 года
Судья О.Б. Ворсина