Дело № 2-505/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Половинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Куликовой Н.П.,
с участием помощника прокурора Половинского района Костеева И.А.,
при секретаре Адровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
18 октября 2018г. в с. Половинное Половинского района Курганской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Половинского района Курганской области в интересах П. к Администрации Половинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Половинского района Курганской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах П. с исковыми требованиями к Администрации Половинского района Курганской области о предоставлении П. жилого помещения на территории с.Половинное Половинского района Курганской области как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование исковых требований указал, что П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец П. лишен родительских прав, а мать П. умерла. П. достиг возраста 18 лет, собственного жилого помещения не имеет. Постановлением Администрации Половинского района от 18.08.2015г. №300 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени истец жильем не обеспечен. Просил обязать Администрацию Половинского района предоставить П., <дата скрыта>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории с.Половинное Половинского района Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании помощник прокурора Половинского района Курганской области Костеев И.А. исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления.
Истец П. исковые требования поддержал, пояснил, что его отец П. лишен родительских прав, а мать П. умерла. Он был передан на воспитание в приемную семью. В июне 2016года закончил МОУ «Башкирская средняя общеобразовательная школа». В сентябре 2016года поступил в ГБПОУ "Курганский промышленный техникум". В период с 21.06.2017г. по 21.06.2018г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время нигде не обучается. Жилое помещение за ним не закреплялось. В данный момент он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес скрыт>, которое ему не принадлежит, членом семьи собственников не является. В настоящее время временно проживает у родственников, собственного жилого помещения не имеет.
Представитель ответчика Администрации Половинского района по доверенности Дедов Е.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возникает после приобретения уполномоченным органом государственной власти Курганской области за счет бюджета Курганской области жилых помещений в собственность Курганской области и передачи из собственности Курганской области приобретенного объекта недвижимости в собственность муниципального образования. В собственность Половинского района объектов недвижимости в виде жилых помещений для обеспечения указанной категории граждан из собственности Курганской области не передавалось. Считает надлежащим ответчиком по делу Главное управление социальной защиты населения Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что удовлетворение требований истца приведет к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных ранее П. в список на предоставление жилья, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Согласно письменному отзыву на исковое заявление Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области в соответствии с действующим законодательством в целях осуществления государственных полномочий Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями рассчитывает количество жилых помещений, приобретает за счет средств бюджета Курганской области, а затем передает в муниципальную собственность указанные материальные ресурсы в виде жилых помещений. Обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории осуществляется в порядке очередности, в соответствии с утвержденным списком. Полагал, что удовлетворение искового заявления в интересах П. об обеспечении жилым помещением нарушит права других лиц, включенных в список на обеспечение жильем ранее истца. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства МОУО Администрации Половинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что П. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании Постановления Администрации Половинского района от 18.08.2015г. № 300.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, органа опеки и попечительства МОУО Администрации Половинского района.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, мать заявителя П. умерла 12.12.2007года (свидетельство о смерти <номер скрыт>), отец П. решением Половинского районного суда Курганской области от 26.06.2008г. лишен родительских прав в отношении своего сына П.
Таким образом, П., <дата скрыта>, относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован и проживает на территории Половинского района Курганской области.
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 31.07.2008г. №121 П. был передан на воспитание в приемную семью.
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 18.08.2015г. №300 П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
27 июня 2016года истец получил аттестат об окончании МОУ «Башкирская средняя общеобразовательная школа», с 1 сентября 2016г. являлся учащимся ГБПОУ "Курганский промышленный техникум".
В период с 21.06.2017г. по 21.06.2018г. истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ (удостоверение №2199 от 24.08.2017г.). В настоящее время нигде не обучается.
По данным Администрации Половинского района Курганской области (справка №196 от 17.10.2018г.) П. зарегистрирован по адресу: <адрес скрыт>, нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Согласно справке Администрации Яровинского сельсовета Половинского района Курганской области №77 от 16.10.2018г. П. зарегистрирован по указанному выше адресу. На территории Яровинского сельсовета не проживает и никогда не проживал, квартира была предоставлена 12.10.2010г. по договору социального найма его отцу П., <дата скрыта>, который с июня 2010г. на территории Яровинского сельсовета фактически не проживает.
Согласно показаниям П. в судебном заседании, информации Администрации Половинского сельсовета (справки №1788, 1789, 1790, 1791 от 17.10.2018г.) П. проживает без регистрации по адресу: <адрес скрыт>, совместно с сестрой В. и пятью ее детьми, дом принадлежит на праве собственности Ж.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 17.08.2018г. П. в собственности жилья не имеет.
Нуждаемость П. в жилом помещении подтверждается представленными в дело указанными письменными доказательствами и не оспаривалась сторонами в ходе судебного разбирательства.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации передал муниципальному образованию государственные полномочия по опеке и попечительству, в связи с чем Администрацией Половинского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец П.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми - сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее – орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку - сироте, лицу из числа детей - сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
При указанных обстоятельствах судом установлено, что истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Половинской сельской Думы Половинского района Курганской области от 06.04.2006г. №44 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде Половинского сельсовета в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.1 Закона Курганской области от 05.10.2007г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
С учетом вышеприведенных норм, обязанность по предоставлению П. помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории с.Половинное Половинского района Курганской области в пределах нормы предоставления – не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, лежит на Администрации Половинского района Курганской области, в связи с чем довод представителя ответчика – Администрации Половинского района Дедова Е.Ю. о том, что надлежащим ответчиком по делу являются Главное управление социальной защиты населения Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, является не состоятельным.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети -сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям - сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности – по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора в интересах П. о предоставлении истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность подлежат удовлетворению в полном объеме.
П. является нуждающимся в получении жилья, поскольку в собственности жилых помещений не имеет, в приватизации не участвовал, договор социального найма жилья с ним не заключался. Это обстоятельство подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
С учетом вышеизложенного, суд возлагает обязанность на Администрацию Половинского района предоставить П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории с.Половинное Половинского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Довод представителя третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области и представителя третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, изложенный в письменных отзывах на исковое заявление о том, что обеспечение жилым помещением П. нарушит права других лиц, включенных в список на обеспечение жильем ранее истца, суд считает не состоятельным, поскольку обращение за судебной защитой не может расцениваться нарушением прав иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Половинского района Курганской области в интересах П. к Администрации Половинского района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Половинского района предоставить П., <дата скрыта>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории с.Половинное Половинского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Половинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.10.2018года.
Судья Н.П.Куликова