Дело № 2-159/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2014 г. г.Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи Мокиной И.В.,
при секретаре Шкет М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Кулигиной А.Ю. к администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петуховского района обратился с иском к администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области, просит обязать администрацию Петуховского района предоставить Кулигиной А.Ю. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г.Петухово, Петуховского района Курганской области соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья Кулигиной А.Ю.
В обоснование иска указал, что Кулигина А.Ю., дд.мм.гг. г.р. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО1 умерла дд.мм.гг.., сведения об отце записаны по указанию матери. В настоящее время Кулигина А.Ю. жилья не имеет, состоит на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Истец Кулигина А.Ю. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, поясняла, что жилья в собственности не имеет, проживает в <адрес> в квартире, принадлежащей <данные изъяты>. Дом в <адрес>, который ранее был за ней закреплён, является непригодным для проживания.
Представитель истца помощник прокурора Петуховского района Курганской области Моисеев И.М. иск Кулигиной А.Ю. поддержал.
Представитель ответчика администрации Петуховского района Головин В.С., действующий по доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований Кулигиной А.Ю., пояснил, что Законом Курганской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 88 от 03.12.2013 года бюджету Петуховского района предусмотрена финансовая помощь на обеспечение жильем детей-сирот: субвенция за счёт средств областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс.руб., межбюджетные трансферты за счёт средств областного бюджета на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счёт предоставления указанных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс. руб. До настоящего времени указанные денежные средства в бюджет Петуховского района не поступили.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» Глебездова Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора Петуховского района в полном объёме.
Представитель третьего лица глава администрации Троицкого сельсовета Петуховского района Курганской области Чурикова О.В. также поддержала исковые требований Кулигиной А.Ю., пояснив, что жилое помещение в <адрес> <адрес> муниципальной собственностью не является, в настоящее время признано непригодным для проживания.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, в возражениях на иск обращал внимание суда на то, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представители третьих лиц Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Суд, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области по следующим основаниям.
Установлено, что Кулигина А.Ю., дд.мм.гг. года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Мать истца – ФИО1 умерла дд.мм.гг.., сведения об отце были записаны по указанию матери.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти ФИО1 от дд.мм.гг.., копией справки заведующей отделом (бюро) ЗАГС Есильского района управления юстиции Северо-Казахстанской области от дд.мм.гг.., имеющихся в материалах дела.
Постановлением администрации Петуховского района № от дд.мм.гг. над несовершеннолетней Кулигиной (до брака ФИО2) была установлена опека. Опекуном назначена родная тётя ФИО3 Этим же постановлением за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по <адрес>.
дд.мм.гг. приказом МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» Кулигина А.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от дд.мм.гг.., дд.мм.гг. сведения о правах Кулигиной А.Ю. на имеющиеся у нё объекты недвижимого имущества отсутствуют.
По данным Петуховского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» № от дд.мм.гг. Кулигина (ФИО2) А.Ю. собственником недвижимого имущества не значится (не учтена).
Из ответа администрации Троицкого сельсовета Петуховского района от дд.мм.гг.., ответа администрации Петуховского сельсовета от дд.мм.гг. следует, что Кулигина А.Ю. договор социального найма на территории сельсоветов не заключала.
В настоящее время Кулигина А.Ю. зарегистрирована по месту жительства по <адрес>.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дд.мм.гг. собственником данного жилого помещения является <данные изъяты> истца ФИО4.
Приказом № от дд.мм.гг. истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения под номером №
В <данные изъяты> Кулигина А.Ю. закончила обучение в ГОУ СПО «Петуховский техникум механизации и электрификации сельского <данные изъяты> ей присвоена квалификация <данные изъяты> о чём свидетельствует диплом № от дд.мм.гг..
По заключению межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Троицкого сельсовета от дд.мм.гг. № жилой <адрес> по <адрес> признан непригодным для проживания и эксплуатации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец до настоящего времени жильём не обеспечена.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильём, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Кроме того, данным Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) с 01.01.2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями.
Кулигина А.Ю. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Петуховского района Курганской области, своё право на получение жилья до 01.01.2013 г. не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильём не обеспечен.
Исходя из данных обстоятельств, суд считает исковые требования прокурора Петуховского района о предоставлении Кулигиной А.Ю. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения обоснованными.
В соответствии с требованиями п.п.1,7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Петуховской городской Думы Курганской области от 21.05.2009 г. № 323 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде, установлена в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п.8 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст.3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В силу п.1, п.2 ч.2 ст.6 Закона № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны: обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими полномочий по опеке и попечительству.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 288 финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2013 г. утверждено приложением 11 к Закону Курганской области от 05.12.2012 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 88 от 03.12.2013 г. бюджету Петуховского района предусмотрена финансовая помощь на обеспечение жильем детей-сирот:
субвенция за счёт средств областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс. руб.,
межбюджетные трансферты за счёт средств областного бюджета на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счёт предоставления указанных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс. руб.
Таким образом, администрация Петуховского района Курганской области обязана будет приобрести за счёт субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Петуховского района и предоставить Кулигиной А.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, размером не менее установленной социальной нормы 18 кв.м.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении Кулигиной А.Ю. жилого помещения, прокурор Петуховского района просит возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию данного мероприятия.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ (статья 1 Бюджетного кодекса РФ).
В силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счёт субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Законом Курганской области от 05.12.2012 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. Закона Курганской области от 1 апреля 2013 года № 24) было предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования Петуховский район в 2013 году на однократное предоставление детям-сиротам, лицам их числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> тыс. руб., за счет средств областного бюджета <данные изъяты> тыс. руб.
Законом Курганской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 88 от 03.12.2013 г. бюджету Петуховского района предусмотрена финансовая помощь на обеспечение жильем детей-сирот: субвенция за счёт средств областного бюджета на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс. руб., межбюджетные трансферты за счёт средств областного бюджета на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счёт предоставления указанных жилых помещений в сумме <данные изъяты> тыс. руб.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика администрации Петуховского района Головин В.С., предусмотренная в 2013 г. и 2014 г. бюджету Петуховского района финансовая помощь из областного бюджета в виде субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств федерального бюджета до настоящего времени не поступила, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели Правительством Курганской области надлежащим образом не исполнены, и на него должна быть возложена обязанность по финансированию предоставления сироте Кулигиной А.Ю. жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Кулигина А.Ю. в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, и это нарушает её жилищные права. Данные обстоятельства дают прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст.45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области удовлетворить.
Обязать администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Кулигиной А.Ю. на территории г.Петухово Петуховского района Курганской области по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Кулигиной А.Ю. указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2014 г. в 16-30 час.
Судья И.В.Мокина
Решение вступило в законную силу 30.05.2014 года, не обжаловалось.