Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.04.2015г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2058/15 по иску Наумовой А. С. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права на обеспечение жилым помещением, об отмене решения органа местного самоуправления и обязании принять на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на предоставление жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Наумова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права на обеспечение жилым помещением, об отмене решения органа местного самоуправления и обязании принять на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения, указав, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состояла на первичном учете в органах опеки и попечительства г.о. Самара с момента смерти матери истицы до совершеннолетия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № опекуном истицы была назначена М.Г. Согласно указанному распоряжению, за истицей закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В настоящее время истица является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру и зарегистрирована в ней. Указанное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме истицы в квартире зарегистрировано и проживает ещё <данные изъяты> человек. На каждого зарегистрированного члена семьи приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной в <адрес> для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проживание в указанной квартире не представляется возможным. Между членами семьи сложились крайне конфликтные отношения, истице чиняться препятствия в пользованиями жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении истицы в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Позже сотрудники Департамента признали, что совершили ошибку и рекомендовали повторно обратиться в Департамент.
ДД.ММ.ГГГГ. истица повторно обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении истицы в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в связи с достижением предельного возраста, установленного для обращения.
Ссылаясь на то, что ранее истице не было известно о её праве на обеспечение жилым помещением, истица просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, признать незаконным и отменить распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ № №, в части отказа в принятии истицы на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда и обязать Администрацию городского округа Самара включить истицу в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истица поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Самары И.Х., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что истице на момент обращения было более <данные изъяты> лет.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. также возражал против удовлетворения требований истицы.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статейКонституцииРоссийской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральныхзаконови иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истица состояла на первичном учете в органах опеки и попечительства г.о. Самара с момента смерти матери истицы до совершеннолетия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № опекуном истицы была назначена М.Г. Согласно указанному распоряжению, за истицей закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В настоящее время истица является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру и зарегистрирована в ней. Указанное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме истицы в квартире зарегистрировано и проживает ещё <данные изъяты> человек. На каждого зарегистрированного члена семьи приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении истицы в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ. истица повторно обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении истицы в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № №, истице было оказано во включении в список, в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста.
Согласноп.9 ст. 8 ФЗРФ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» с 1 января 2013 года право на обеспечение жилыми помещениями распространяется на тех лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, дофактическогообеспечения их жилыми помещениями. При этом в ФЗ РФ № 15-ФЗ от 29.02.2012, который и ввел в силу новую редакциюст. 8 ФЗРФ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», говорится, что новая редакция распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,не реализовалипринадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,т.е.до 1 января 2013 года. Анализируя указанные положения законодательства, суд считает, что закон не содержит указание на то, что достижение определенного возраста подразумевает одновременное прекращение права. Напротив, приведенным законом предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за выше указанными лицами и в том случае, если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В связи с этим, истица не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить её на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях. Суд считает, что законные права истицы, связанные с постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что её возраст старше 23 лет.
Из приведенных выше положений закона усматривается, что права истицы обеспечиваются и охраняются государством, органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей должны принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений. Вместе с тем, истица, будучи не обеспеченной жильем, не была поставлена на учет, что свидетельствует о том, что государство, в данном случае, в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей свои обязанности не выполнили.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истица обращалась в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения её жилым помещением, однако государство, в данном случае, в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей свои обязанности не выполнили, не предприняли мер по постановке истицы на учет, суд приходит к выводу о том, что требования Наумовой А.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Наумова А.С. зарегистрирована и является собственником <данные изъяты> доли в квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вместе с ней в указанной квартире зарегистрировано ещё <данные изъяты> человек, в связи с чем, на каждого зарегистрировано приходится <данные изъяты> кв.м., что мене установленной учетной нормы в Самарской области.
Таким образом, проживание истицы по месту регистрации суд признает невозможным, в связи с чем, Наумова А.С. является нуждающейся в обеспечении её жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Наумовой А. С. право на обеспечение помещением специализированного жилищного фонда.
Признать распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Наумовой А. С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда незаконным и отменить.
Обязать Администрацию городского округа Самара включить Наумову А. С. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городскому округу Самара с даты обращения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья