Дело №3а-613/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при секретаре Румянцеве М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-613/2021 по административному иску Грачева Е.Ф. к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными действий, исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Грачев Е.Ф. (далее – административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, в котором, с учетом последующего уточнения, просил суд признать незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области по включению нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 427,4 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, в Перечень объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»; признать незаконными действия ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 427,4 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, по состоянию на 14.02.2020 в размере 74 775 233,99 рублей и включению результатов определения кадастровой стоимости в Акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 040 от 17.02.2020 года; указать в решении суда, что указанное судебное решение является основанием для исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 74 775 233,99 рублей, определенной по состоянию на 14.02.2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Грачеву Е.Ф. на праве общей долевой собственности (1/2 доля) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 427,4 кв.м., этаж №1, №2, расположенное по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.09.2015 года и Выпиской из ЕГРН от 05.11.2020 года.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2017 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 года № 13ВР-1766 в 2018 года была проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки – 01.01.2018 года. При этом, кадастровая стоимость нежилого помещения, принадлежащего административному истцу составила по состоянию на 01 января 2018 года 48 249 802 рубля 69 копеек, что подтверждается Выпиской о кадастровой стоимости объекта.
Согласно Выписке о кадастровой стоимости указанного объекта его кадастровая стоимость по состоянию на 14.02.2020 составляет 74 775 233 рубля 99 копеек.
Административный истец 06.11.2020 года обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением о предоставлении разъяснений об основаниях изменения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>. В свою очередь, 25.11.2020 года ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставило разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, из которых следует, что перерасчет кадастровой стоимости объекта был произведен по основаниям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и пунктом 12 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226. В качестве основания для перерасчета указано, что спорное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером <данные изъяты>, и, соответственно, расчет кадастровой стоимости нежилого помещения должен осуществляться путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости этого здания на площадь помещения. Согласно Акту об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости № 040 от 17.02.2020 года произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о кадастровой стоимости внесены Управлением Росреестра по Московской области в ЕГРН. Таким образом, по утверждению административного истца, перерасчет кадастровой стоимости не связан с изменением качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, что противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. В результате такого перерасчета кадастровая стоимость нежилого помещения увеличилась в два раза. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств, размер налога в отношении данного имущества, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости, полученной в результате перерасчета.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мягкова Е.В. административный иск поддержала в полном объеме, с учетом произведенных уточнений.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области на основании доверенности Морозова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, полагая их незаконными и необоснованными, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратится в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кроме того, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке №237-ФЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приведенная статья Закона № 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Грачев Е.Ф. является собственником ? доли нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 427,4 кв.м., этаж №1, №2, расположенного по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18.09.2015 года и Выпиской из ЕГРН от 05.11.2020 года. Сособственником данного недвижимого имущества является привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Зуев Л.М..
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2017 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 года № 13ВР-1766 в 2018 года была проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки», подлежат применению с 01.01.2019.
Установлено, что кадастровая стоимость нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, утверждена Распоряжением № 13ВР-1633 и составила по состоянию на 01 января 2018 года 48 249 802 рубля 69 копеек, что подтверждается Выпиской о кадастровой стоимости объекта.
Впоследствии Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости № 040 от 17.02.2020 года ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» произведен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> увеличена до 74 775 233 рубля 99 копеек по состоянию на 14.02.2020.
При этом, из материалов дела усматривается и подтверждено в судебном заседании представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области, что причиной для пересмотра кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости явилось постановление Администрации городского округа Кашира Московской области от 04.02.2020 № 194-па «Об аннулировании и присвоении нежилому зданию и нежилому помещению, расположенным в городе Кашира городского округа <данные изъяты>», в соответствии с которым в ЕГРН внесены изменения в сведения об адресе спорного объекта с «<данные изъяты>» на Российская Федерация, <данные изъяты>, <данные изъяты>, помещение 1».
В рамках реализации требований статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ сведения об объектах недвижимости, в том числе спорного нежилого помещения, были сформированы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области и 17.02.2020 направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в отсутствие каких-либо сведений об изменениях качественных и (или) количественных характеристик в отношении объекта недвижимости в указанный период.
Доводы административных ответчиков об изменении характеристик принадлежащего административному истцу объекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании, более того, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Сведений о том, что административный истец обращался в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в материалы дела также не представлено.
Несмотря на то, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого нежилого помещения не изменились, сведения о спорном объекте были включены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в перечень объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» для проведения соответствующего перерасчета.
В свою очередь, в отсутствие законных оснований ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» произвело перерасчет кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 14.02.2020 года без изменений характеристик указанного объекта недвижимости.
Указанные действия и акт, повлекшие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в отсутствие установленных законом оснований для такого определения являются нарушением требований ст. 16 Закона № 237-ФЗ.
При таких обстоятельствах, административный иск в части признания незаконными действий Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и включению в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного объекта недвижимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки подлежит удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконными действий ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», выразившиеся в принятии Акта № 040 от 17.02.2020 года по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 74 775 233 рубля 99 копеек по состоянию на 14.02.2020 в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного объекта в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного выше, суд полагает необходимым указать в судебном решении, что принятое решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 74 775 233 рубля 99 копеек по состоянию на 14.02.2020.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Грачева Е.Ф. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по формированию и включению нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 427,4 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, в Перечень объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Признать незаконным Акт Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» № 040 от 17.02.2020 года по включению кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 74 775 233 рубля 99 копеек по состоянию на 14.02.2020.
Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 74 775 233 рубля 99 копеек по состоянию на 14.02.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Палагина
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2021 года.