РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Улан-Удэ 20 августа 2014 года
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Бардахановой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потехина В.П., Шестаковой К.В., Борцовой Н.В., действующей за себя и несовершеннолетних детей Борцовой А.В., Борцовой Д.В., Потехиной О.Н. к ФГКУ «Востокрегионжилье», ФГКУ « Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением истцы просят о признании за ними парва пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора найма.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Потехину В.П. в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью № была выделена указанная № комнатная квартира на состав семьи из № человек, куда они вселились и проживают до сих пор. На его имя был открыт лицевой счет, по которому он в течение № лет проводит оплату ха жилье и коммунальные услуги. Постановления Администрации г. Улан-Удэ об отнесении квартиры к числу служебных нет. Договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался и ордер не выдавался. В квартиру он был вселен на основании решения жилищной комиссии войсковой части о выделении ему жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. представителями истцов были уточнены исковые требования в части привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, и соответчиков.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по делу в отношении ответчиков Министерство обороны РФ и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в связи с отказом от иска в указанной части. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ТО №6 г.Улан-Удэ, 4 отдел ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ, в качестве третьих лиц – Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, ТУ Росимущество по РБ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по делу в отношении ответчика- Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ, в связи с отказом от иска в указанной части.
В судебное заседание истцы не явилась. О времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель истцов Потехина В.П. и Борцовой Н.В. Дамбуев Д.В. по доверенностям в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ТО №6 г.Улан-Удэ, 4 отдел ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, третьих лиц Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, ТУ Росимущество по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Их представители просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, ТУ Росимущество по РБ, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно представленному отзыву ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с требованиями заявителя Министерство обороны Российской Федерации несогласно, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из положений п.1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п.2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации (только военнослужащим!) возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения, в частности ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года №1455 уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, на территории Республики Бурятия - через 6-й отдел ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Истцы утверждают, что проживают в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, которое было предоставлено Потехину В.П. в связи с трудовыми отношениями с в/ч №. Спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей.Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Документов, подтверждающих законность вселения и проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В исковом заявлении истцы ссылаются на ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР и указывают, что отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением. Данного толкования ЖК РСФСР не содержит. Однако в выше указанных статьях ЖК РСФСР, а именно в ст. 105 указано, что порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Ни к одной из категории граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, истцы не относятся. Жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации. Просит в удовлетворении исковых требований истцов отказать.
Согласно отзыву Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации ознакомившись с указанным иском возражает против его удовлетворения. На основании решения Исполнительского Комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, спорное жилое помещение отнесено к числу служебных. Спорное жилое помещение было предоставлено Потехину В.П., в связи с трудовыми отношениями. Министерство обороны РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало. Постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997 года « О государственном учете жилищного фонда в РФ», установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Неисполнение требований данного постановления влечет ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, а также должностных лиц БТИ. Нормативный акт не содержит положений о том, что в случае отсутствия государственного учета жилое помещение не может считаться служебным помещением. В отношении государственной регистрации прав ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Таким образом, спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным, решение о его исключении из категории служебных не принималось. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, не подлежат приватизации служебные жилые помещения. В порядке ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Существенными доказательствами по данной категории дел являются: технический паспорт жилого помещения, подтверждающий наличие жилого помещения с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое в качестве индивидуально-определенной вещи, справки из Управления Росреестра, подтверждающие не использование своего права приватизации из соответствующих субъектов Российской Федерации, наличие договора социального найма. Кроме того, граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищный прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с возражениями ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ответчик с заявленными требованиями не согласен. Квартира № в <адрес> находится на балансе Министерства Обороны РФ. Основания заселения в служебное жилое помещение, а именно ордер истцом не представлен. Согласно сведениям из копии финансово лицевого счета спорное служебное жилое помещение было предоставлено Потехину В.П. на основании служебного ордера. В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно п.п. 1,3 ст. 125, п.3 ст. 214 ГК РФ, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Таким органом является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве обороны РФ», утвержденным Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции в рамках предоставленных ему полномочий по расквартированию и обустройству войск, управлению и распоряжению жилищным фондом, закрепленным за МО РФ, в соответствии с его назначением. Таким образом, собственник вправе наделять жилое помещение статусом «служебная» по своему усмотрению. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ являются специализированным жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы лишь для временного проживания. Также, исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет изменение статуса жилого помещения. Как следует из представленных документов Потехин В.П. на основании выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом не утвержденного командиром войсковой части №. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Тогда же заявитель и заселился в указанное жилое помещение. Ранее распределение жилых помещений оформлялось списком распределения жилых помещений, который подписывается командиром войсковой части, председателем жилищной комиссии, согласовывается с начальником КЭЧ района и представляется на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденные списки являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений. Таковые документы в материалах дела отсутствуют. Представленный протокол не имеет гербовой печати войсковой части в графе «Утверждаю», не подписан членами комиссии, то есть надлежащим образом не согласован и не утвержден. Из этого следует, решение жилищной комиссии без соответствующей проверки КЭЧ района не подлежало реализации, так как КЭЧ района на основании имеющихся полномочий могла вернуть документы на доработку, либо отказать в принятии документов в виду отсутствия законных оснований для распределения. Только после подтверждения законности и обоснованности принятого жилищной комиссией решения, необходимый комплект документов военнослужащего-гражданина представлялся на утверждение начальнику гарнизона. В соответствии с п. 24 Приказа Министра обороны СССР от 22.-02.1977 № 75 оформление в установленном порядке ордеров на заселение жилой площади возлагалось на КЭЧ района. Такой документ (ордер) в материалах дела также отсутствует. Таким образом, законность вселения и обоснованность решения жилищной комиссии войсковой части, не подтверждена, истец заселился в спорное служебное жилое помещение самовольно, без каких либо правоустанавливающих документов. Следовательно, поскольку законность вселения истцом не доказана, само по себе проживание в жилом помещении не может служить основанием для признания права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма. По архивным данным ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ переданным «Улан - Удэнская КЭЧ района» сведения на Потехина В.П. отсутствуют. С 9 ноября 2010 года в связи с введением в действие приказа Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года изменился порядок и основания предоставлении жилых помещений. Таким образом, своевременно не реализованные решения жилищных комиссий утратили законную силу. И как следствие не являются основанием для заселения и проживания. Кроме того, согласно ст. 15 закона «О статусе военнослужащего» военнослужащие вправе при определенных условиях получить жилое помещение по договору социального найма. Документы, подтверждающие наличие оснований для получения жилья от Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма Истцом не представлены. В силу смысла действующего законодательства Министерство обороны РФ несет свои обязательства только перед военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, истец к Министерству обороны РФ никакого отношения не имеет, поэтому перед Потехиным В.П. Министерство обороны РФ никаких обязательств нести не может. Из чего следует, что Потехин В.П. занимает служебное жилое помещение незаконно. Поскольку спорное жилое помещение - служебное, правоустанавливающие документы истцом не представлены, законность вселения истцом не доказана, требования удовлетворению не подлежат. Само по себе проживание в жилом помещении не может служить основанием для признания права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма. Просят суд в удовлетворении требований, заявленных истцами отказать в полном объеме.
Выслушав представителя истцов Потехина В.П. и Борцовой Н.В. Дамбуева Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 3 ЖК РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом Потехин В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. работал в войсковой части №. Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. ему на основании рапорта была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В этой же выписке указано, что в соответствии с приказом МО № 80-2000, жилищная комиссия постановила оформить договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру.
На основании указанного решения жилищной комиссии, Потехин В.П. в ДД.ММ.ГГГГ. вселился в данное жилое помещение с членами своей семьи, состав которой составлял № человек. Истцы имеют регистрацию по месту жительства. При этом, ордер нанимателю не выдавался, договор найма служебного жилого помещения не заключался. По вышеназванным обстоятельствам суд не может согласиться с доводами, приведенными в отзыве о том, что Потехин и его семья самовольно заняли спорное жилое помещение.
Согласно ст. ст. 92, 93 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры истцам, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Тем самым, в соответствии с указанным положением закона, жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, при этом независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена истцу Потехину В.П., как основному квартиросъемщику. В свое время КЭЧ района не выдал ордер Потехину В.П., в связи с чем, по мнению суда, вины истцов в этом нет. Доказательств того, что квартира на тот момент была служебной, в материалах дела нет.
Доводы ответчиков о том, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на время трудовой деятельности необоснованны, так как в выписке протокола № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. данное указание отсутствует; не были указаны конкретные условия предоставления данного служебного жилого помещения (работа, прохождение службы и т.д.), также не установлен временной срок.
Фактически договор найма жилого помещения не прекращен. Истцы до сих пор проживают по указанному адресу.
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ №., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества не значится.
В соответствии с отзывами ответчиков, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
При этом, ответчиками, утверждающими, что спорное жилое помещение отнесено к числу служебных, суду не представлено доказательств. Указание в решении жилищной комиссии об оформлении договора найма служебного жилого помещения на указанную квартиру не обосновано документально.
Поэтому, суд считает, что подлежат отклонению доводы ответчиков о необоснованности заявленных требований ввиду того, что спорная квартира является служебной.
Согласно сообщению Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ., жилое помещение по <адрес> не отнесено к числу служебных.
Указанное свидетельствует о том, что истец и члены ее семьи, вселенные в квартиру, проживали в ней на условиях социального найма.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что предоставление квартиры истцу на условиях социального найма, не может служить основанием для ограничения прав истцов на пользование жилым помещением.
Согласно сведениям из ФГУП «Ростехинвентаризация»- филиала по Республике Бурятия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, истцы жилого помещения на праве собственности не имеют.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Потехина В.П., Шестаковой К.В., Борцовой Н.В., действующей за себя и несовершеннолетних детей Борцовой А.В., Борцовой Д.В., Потехиной О.Н. удовлетворить.
Признать за Потехиным В.П., Шестаковой К.В., Борцовой Н.В., действующей за себя и несовершеннолетних детей Борцовой А.В., Борцовой Д.В., Потехиной О.Н. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: Хаптахаева Л.А.