Дело № 12-122/2018
РЕШЕНИЕ
15 августа 2018 года г. Сыктывкар Республики Коми
Судья Эжвинского районного суда гор.Сыктывкара Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Тхоревской К.Н., с участием защитника Ширяева В.А.адвоката Лаптева А.В., представившего удостоверение №... и ордер №... от **.**.**, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Лаптева А.В., поданную в интересах Ширяева В.А. на постановление мирового судьи ... №... от **.**.** о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи ... №... от **.**.** должностное лицо - генеральный директор ООО «...» Ширяев В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, адвокат Лаптев А.В. в интересах Ширяева В.А. принес жалобу на вышеназванное постановление.
В судебном заседании адвокат Лаптев А.В. жалобу поддержал, выразил несогласие с вынесенным постановлением, суду пояснил, что первоначально ООО «ТЦС» сведения персонифицированного учета в соответствии с нормами Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлены в УПФР своевременно, впоследствии допущенные ошибки были выявлены и исправлены самим юридическим лицом, о чем было доведено до сведения Управления пенсионного фонда. И только после поступления сведений от страхователя УПФР был составлен протокол об административном правонарушении, до этого никаких актов о выявленных ошибках не составлялось, требований об исправлении допущенных ошибок в адрес юридического лица не направлялось. Пояснил также, что ссылка мирового судьи в постановлении на пункт 41 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» необоснованна, поскольку в данном случае применению подлежит пункт 39 данной Инструкции.
Ширяев В.А. и должностное лицо административного органа, составившего протокол, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы адвоката Лаптева А.В., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Положениями ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Как следует из обжалуемого постановления, в ходе проведения проверки по вопросу своевременности представления сведений о застрахованных лицах установлено, что руководителем ООО «...» Ширяевым В.А. в нарушение требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ в территориальный орган ПФР ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М по типу «дополнительная» за период ... представлена лишь **.**.**. Срок представления сведений за ... - **.**.**.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) ООО «...» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Требованиями пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
По положению статьи 1 Закона № 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Требованиями части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем в силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ООО «...» самостоятельно выявило ошибку и подало уточненные индивидуальные сведения на своего работника.
Доказательств того, что именно управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, суду не представлено.
В соответствии с п. 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В материалах дела отсутствует какой-либо акт проверки, составленный административным органом, а протокол об административном правонарушении и постановление мирового судьи не содержат указаний на то, когда и кем проводилась проверка, в связи с чем и кем обнаружена ошибка, допущенная юридическим лицом.
В силу ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из пояснений адвоката Лаптева В.А. первоначально страхователем ООО «...» сведения персонифицированного учета в соответствии с положениями статей 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлены своевременно, впоследствии допущенные ошибки исправлены самим юридическим лицом, о чем было доведено до сведения Управления пенсионного фонда.
В связи с изложенным, прихожу к выводу о том, что данные обстоятельства не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При этом принимается во внимание действовавшие в момент инкриминируемого должностному лицу ООО «...» правонарушения разъяснения территориальным органам порядка применения финансовых санкций, содержащиеся в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее - письмо № КА-09-25/13379), согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанное Письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае ООО «...» самостоятельно выявило ошибку и предприняло необходимые меры к ее устранению путем направления дополняющих форм СЗВ-М в пенсионный фонд, следовательно, основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отсутствуют.
По смыслу и содержанию пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотренная им ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений.
Данная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 15.05.2018 № 306-КГ18-4768.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета за ... направлены ООО «...» в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена заявителем путем направления дополнительных сведений **.**.** в отношении одного застрахованного лица, правовые основания для привлечения должностного лица ООО «...» к административной ответственности отсутствуют.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства в совокупности не позволяют прийти к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях должностного лица ООО «...», выразившегося в непредставлении в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.3, 30.6-30.10 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи ... №... от **.**.** о привлечении должностного лица - генерального директора ООО «...» Ширяев Владимира Александровича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, отменить с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья М.В. Петрова