Дело № 2-28/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2010 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Полоцкой Е.В.,
с участием заявителя Илларионова В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника медицинской службы Илларионова В.Д. об оспаривании действий военного комиссара Чувашской Республики, связанных с невыплатой ему денежного довольствия в полном объёме,
У С Т А Н О В И Л:
Илларионову В.Д., зачисленному в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, с содержанием его при военном комиссариате Чувашской Республики, не выплачено денежное довольствие в полном объёме.
Считая свои права нарушенными, Илларионов В.Д. обратился в военный суд с требованием признать действия военного комиссара Чувашской Республики, связанные с невыплатой ему: - ежемесячной надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы за период с <дата изъята> и выплатой данной надбавки в размере 60% от оклада по ранее занимаемой им должности в период с <дата изъята> по <дата изъята>, а так же ежемесячного денежного поощрения за период с <дата изъята> и с <дата изъята> незаконными; - обязать указанное должностное лицо выплатить ему ежемесячную надбавку за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы за период с <дата изъята> и с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 115% от оклада по ранее занимаемой им должности и ежемесячное денежное поощрение за период с <дата изъята> и с <дата изъята>, исходя из размера оклада по воинской должности, установленного на дату принятия судебного решения.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и просил суд их удовлетворить, при этом пояснил, что в связи с проведением организационно-штатными мероприятиями выведен в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, с содержанием его при военном комиссариате Чувашской Республики, при этом, в оспариваемый период, ему не выплачивались вышеуказанные денежные средства.
В судебное заседание представитель военного комиссара Чувашской Республики, будучи уведомленным надлежащим образом, не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
В своих возражениях, представленных в суд, представитель военного комиссара Чувашской Республики - Ефремов А.В. заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что Илларионовым В.Д. пропущен трёхмесячный срок обращения за защитой своих прав и законных интересов.
В судебное заседание представлены и исследованы следующие доказательства.
По выписке из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа <№ изъят> от <дата изъята> усматривается, что заявитель зачислен в распоряжение командующего войсками ПУрВО с содержанием при военном комиссариате Чувашской Республики.
Из копий приказов военного комиссара Чувашской Республики от <дата изъята> <№ изъят>, от <дата изъята> <№ изъят> видно, что заявителю установлена надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы в размере 60% от оклада по должности.
Заслушав объяснения заявителя, огласив возражения представителя должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Статьей 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя наряду с обязанностью военнослужащего добросовестно исполнять свои общие, должностные и специальные обязанности в течение установленного контрактом срока службы также и право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службы.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Законодатель допускает в отдельных случаях прохождение военнослужащими военной службы не на воинских должностях. Перечень таких случаев определяется Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, которые устанавливают дополнительные случаи прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.
Так, согласно положениям пункта 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «и» пункта 2 статьи 13 Положения, военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в случае нахождения в распоряжении командира (начальника). Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных указанными Федеральным законом и Положением, до его исключения.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено окончание военной службы - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В пункте 46 Порядка прямо предусмотрено, что зачисленным в распоряжение военнослужащим, помимо установленных Министром обороны Российской Федерации выплат, могут производиться другие выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 177, с 1 марта 2005 года установлено ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (за исключением указанных военнослужащих и сотрудников, замещающих воинские должности в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти) в размере одного оклада по воинской должности.
Целью издания Указа № 177, является совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих, во исполнение которого, Министром обороны Российской Федерации и рядом руководителей иных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, были изданы приказы о выплате названного поощрения.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2005 года № 65 выплата ежемесячного денежного поощрения предусмотрена со дня зачисления военнослужащего в списки личного состава воинской части и по день исключения из списков личного состава воинской части, которое выплачивается военнослужащим, в том числе зачисленным в распоряжение командира (руководителя).
Таким образом, после издания Президентом Российской Федерации Указа от 18 февраля 2005 года № 177 выплата ежемесячного денежного поощрения производилась всем без исключения военнослужащим со дня зачисления в списки личного состава воинской части и по день исключения из этих списков. Однако в последующем приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2005 года № 65 приказом от 4 сентября 2006 года № 358 признан утратившим силу.
При решении вопроса о праве военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), на выплату поощрения необходимо исходить из того, что Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 177 предусматривает такую выплату для всех категорий военнослужащих и независимо от прохождения ими военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, либо в других органах исполнительной власти (МВД России, ФСБ России и пр.), за исключением тех, кто замещает воинские должности (должности) в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и другого запрета не содержит.
Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации не вправе ограничивать военнослужащим выплату поощрения, установленного Президентом Российской Федерации на основании пункта 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и финансируемого Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, пункты 46 и 92 положения Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200, также не содержат запрета на выплату единовременного денежного поощрения установленного нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ является дополнительной выплатой, устанавливаемой дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объёма и важности выполняемых задач и регулируется п. 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ и в связи с необходимостью компенсации утраченных льгот и гарантий, был отменён ряд льгот предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, поэтому пункт 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, согласно которой надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы установлена в размерах и порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации - до 120 процентов оклада по воинской должности.
Исходя из смысла статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а также из абзаца 2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" целью увеличения ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены.
Таким образом, законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Во исполнение вышеназванных законов Министром обороны РФ были изданы приказы от 29 ноября 2004 года № 391 и от 5 февраля 2005 года № 33 о внесении изменений в приказ МО РФ № 245 от 28 июня 2002 года, согласно которым допускалось снижение размера надбавки, но не более чем до 50 процентов.
Из приведённых правовых норм следует, что воинским должностным лицам не предоставлено право уменьшать военнослужащим ту часть надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы, на которую было произведено её увеличение, в связи с отменой льгот военнослужащих, либо лишать её полностью.
Пунктом 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течении которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Таким образом, судом установлено, что Илларионову В.Д. невыплачены ежемесячное денежное поощрение за период с <дата изъята> и с <дата изъята>, а также ежемесячная надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы в период с <дата изъята>, а с <дата изъята> по <дата изъята> указанная надбавка выплачивалась в размере 60% от оклада по ранее занимаемой им должности.
Позицию заявителя о выплате ему ежемесячной надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы в период с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 115% от оклада по ранее занимаемой им должности, суд признаёт не основанной на законе, так как размер надбавки является правом командира и устанавливается с учётом сложности выполняемых военнослужащим задач, поэтому военный комиссар Чувашской Республике выплатив заявителю указанную надбавку в размере 60% не вышел за пределы своей компетенции, поэтому его действия суд признаёт законными и считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении данной части заявленных требований.
Вместе с тем, из приведённого выше законодательства следует, что воинским должностным лицам не предоставлено право уменьшать военнослужащим ту часть надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы, на которую было произведено её увеличение в связи с отменой льгот военнослужащим, либо лишать её полностью, поэтому действия военного комиссара Чувашской Республики связанные с невыплатой Илларионову В.Д. данной надбавки в период с <дата изъята> суд признаёт незаконными и считает, что права заявителя будут восстановлены, обязав должностное лицо выплатить заявителю указанную надбавку исходя из размера оклада по воинской должности, установленного на дату принятия судебного решения.
Действия военного комиссара Чувашской Республике по невыплате ежемесячного денежного поощрения за период с <дата изъята> и с <дата изъята>, с учётом вышеизложенного, суд признаёт незаконными, однако, руководствуясь требованиями пункта 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 о выплате денежного довольствия за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, причитающегося военнослужащему и своевременно не выплаченного, или выплаченного в меньшем, чем следовало, размере, и полагает необходимым обязать военного комиссара Чувашской Республики выплатить Илларионову В.Д. ежемесячное денежное поощрение лишь за период с <дата изъята>, исходя из размера оклада по воинской должности, установленного на дату принятия судебного решения, в остальной части заявленных требований, отказать.
Суд также считает необходимым возместить Илларионову В.Д. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с военного комиссариата Чувашской Республики.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 336 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление подполковника медицинской службы Илларионова В.Д. об оспаривании действий военного комиссара Чувашской Республики, связанных с невыплатой ему денежного довольствия в полном объёме, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия военного комиссара Чувашской Республики по невыплате Илларионову В.Д. ежемесячного денежного поощрения и ежемесячной надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы за период с <дата изъята>.
Обязать военного комиссара Чувашской Республики выплатить Илларионову В.Д. ежемесячное денежное поощрение и ежемесячную надбавку за сложность, напряжённость и специальный режим военной службы с <дата изъята>, исходя из размера оклада по воинской должности, установленного на дату принятия судебного решения.
В удовлетворении остальной части заявленных Илларионовым В.Д. требований отказать.
Взыскать с военного комиссариата Чувашской Республики в пользу Илларионова В.Д. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый