Дело № 2-1421/2020 17 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Дьякова М. Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии по старости,
установил:
ДьяковМ.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что 18 июня 2018 года он обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 8 июля 2019 года в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ему отказано ввиду недостаточности стажа работы в сельском хозяйстве. С таким решением ответчика он не согласен. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Беломор», в котором он работал, являлся сельскохозяйственным предприятием, одним из видов его деятельности являлось животноводство. На балансе предприятия имелся маслозавод, телятник, сараи для сена, силосная траншея, крупный рогатый скот. Свидетельством о праве собственности на землю подтверждается наличие в собственности у предприятия земельного участка сельскохозяйственного назначения. Согласно записям в трудовой книжке в периоды с 13 августа 1981 года по 1 августа 1997 года и с 10 сентября 1997 года по 15 июля 2013 года он работал в обособленном подразделении сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» в ... в качестве рабочего животноводческой бригады <№>. Ответчик в стаж работы в сельском хозяйстве включил лишь периоды работы с 13 августа 1981 года по 1 августа 1997 года и с 10 сентября 1997 года по 31 декабря 2002 года. Полагал, что поскольку обособленное подразделение предприятия в д.Летняя Золотица занималось исключительно сельскохозяйственной деятельностью, решение ответчика об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является незаконным.
В судебное заседание истец, представитель третьего лица сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель истца ИвановП.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ДолгобородоваА.А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Согласно письменному отзыву на иск представитель ответчика считала, что периоды работы в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рыболовецкий колхоз «Беломор» в качестве разнорабочего с 19 августа 1997 года по 9 сентября 1997 года, с 1 января 2003 года по 20 мая 2012 года, с 27 мая 2012 года по 12 июня 2012 года, с 26 июня 2012 года по 8 января 2013 года, с 18 марта 2013 года по 24 марта 2013 года, с 16 июня 2013 года по 15 июля 2013 года не могут быть включены в стаж работы в сельском хозяйстве, так как не представлено доказательств работы в структурном подразделении животноводческого направления.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного (пенсионного) дела ДьяковаМ.Н. <№>, материалы наблюдательного дела сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор», суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу ДьяковуМ.Н., проживающему в ..., с 13 ноября 2014 года назначена страховая пенсия по старости.
В настоящее время ему выплачивается страховая пенсия по старости с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, отработавшему более 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 30 процентов.
Истец, считая, что он имеет 30 календарных лет стажа работы в сельском хозяйстве, обратился в суд с настоящим иском о перерасчёте размера пенсии по данному основанию.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4982 рубля 90 копеек в месяц.
Как указано в части 14 статьи 17 Закона №400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 года №805 внесены изменения в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – список).
Согласно списку в его новой редакции в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы в качестве рабочих всех наименований, занятых животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 года №805).
Из трудовой книжки истца следует, что он работал в рыболовецком колхозе «Беломор» (переименован в сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Беломор») в периоды с 13 августа 1981 года по 1 августа 1997 года, с 19 августа 1997 года по 15 июля 2013 года.
Материалами выплатного (пенсионного) дела ДьяковаМ.Н. <№>, пояснениями представителя ответчика подтверждается, что пенсионный орган посчитал, что у истца имеется стаж работы в сельском хозяйстве продолжительностью 21 год 3 месяца 13 дней. В указанный стаж включены периоды работы с 13 августа 1981 года по 31 декабря 1991 года, с 1 января 1992 года по 1 августа 1997 года и с 10 сентября 1997 года по 31 декабря 2002 года.
Оставшиеся периоды работы в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рыболовецкий колхоз «Беломор», а именно с 19 августа 1997 года по 9 сентября 1997 года, с 1 января 2003 года по 15 июля 2013 года не засчитаны в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку истцом не представлено документов, подтверждающих осуществление деятельности в структурном подразделении животноводческого направления организации.
Исходя из буквального толкования списка не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», дают право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона №400-ФЗ, а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности животноводство (код 01.4) включает выращивание и разведение всех видов животных, кроме водных.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» является рыболовство морское. Животноводство отнесено к дополнительным видами деятельности.
В трудовой книжке истца сделана запись о том, что с 10 сентября 1997 года он переведён на работу в животноводство.
Трудовым договором от 15 июля 2000 года подтверждается, что истец работал в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рыболовецкий колхоз «Беломор» именно в качестве рабочего животноводческой бригады <№>.
В должностной инструкции разнорабочего обособленного подразделения ..., утверждённой 10 января 2008 года, определено, что разнорабочий выполняет общие сельхоз работы по указанию бригадира в зависимости от времени года и производственной необходимости, осуществляет заготовку кормов для животных, сенокошение, сбор и вывоз навоза, участвует в сборе урожая, обработке земли, уходе за животными, получает задания и выполняет распоряжения непосредственного начальника, получает инвентарь, выполняет с ним работы, разгружает, загружает, перемещает грузы вручную или с помощью средств механизации, очищает территорию, подъездные пути, помещения.
В приказе о прекращении трудового договора с работником от 15 июля 2013 года в качестве профессии указано: разнорабочий (животноводство) структурного подразделения в д.Летняя Золотица.
Из письменных пояснений председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» следует, что обособленное подразделение в д.Летняя Золотица занималось животноводством и растениеводством, на балансе предприятия находятся коровник, маслозавод, пастбища и сенокосы, расположенные на территории д.Пушлахта и д.Летняя Золотица.
В соответствии с инвентарными карточками учёта объекта основных средств сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз «Беломор» в спорные периоды работы истца на балансе предприятия состояли крупный рогатый скот, маслозавод, сараи для сена.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю, выданному рыболовецкому колхозу «Беломор», постановлением главы администрации Приморского района от 25 июля 1996 года <№> для сельскохозяйственного использования предоставлено 544 гектара земли, из них: 28 гектаров пашни, 403 гектара сенокосов, 113 гектаров пастбищ.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец работал в периоды с 13 августа 1981 года по 1 августа 1997 года, с 10 сентября 1997 года по 15 июля 2013 года в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рыболовецкий колхоз «Беломор» в обособленном подразделении в ..., занимался животноводством, за исключением периодов временных переводов в бригаду лесорубов с 24 января 2006 года по 26 января 2006 года, с 25 января 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 8 апреля 2008 года, а также периодов без оплаты согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта с 21 апреля 2009 года по 29 апреля 2009 года, с 21 ноября 2009 года по 1 декабря 2009 года, с 21 мая 2012 года по 30 июня 2012 года, с 9 января 2013 года по 17 марта 2013 года, с 25 марта 2013 года по 15 июня 2013 года.
На основании изложенного, с учётом стажа работы в сельском хозяйстве в качестве рабочего животноводческой бригады в периоды с 13 августа 1981 года по 1 августа 1997 года, с 10 сентября 1997 года по 23 января 2006 года, с 27 января 2006 года по 24 января 2007 года, с 10 апреля 2007 года по 9 января 2008 года, с 9 апреля 2008 года по 20 апреля 2009 года, с 30 апреля 2009 года по 20 ноября 2009 года, со 2 декабря 2009 года по 20 мая 2012 года, с 1 июля 2012 года по 8 января 2013 года, с 18 марта 2013 года по 24 марта 2013 года, с 16 июня 2013 года по 15 июля 2013 года у истца имеется более 30 лет стажа работы, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона №400-ФЗ.
Другие условия для назначения такой выплаты, а именно факт проживания в сельской местности, не осуществление работы либо иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», также соблюдаются, что следует из материалов выплатного (пенсионного) дела ДьяковаМ.Н. <№>.
Как указано в части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации.
В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии в определённом законом размере суд считает возможным удовлетворить заявленное истцом требование о перерасчёте размера пенсии и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости с 1 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Дьякова М. Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости Дьякова М. Н. с 1 января 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов