РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 02 февраля 2015г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 341/15 по исковому заявлению Абдуллоевой И. В., Абдуллоевой Л. Э., Абдуллоевой Р. Э., Абдуллоевой С. Э., Червяковой Т. Е., Воронкова С. В., Абдуллоева Э. Х. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллоева И.В., действующая и в интересах несовершеннолетних Абдуллоевой Л.Э., Абдуллоевой Р.Э., Абдуллоевой С.Э., Червякова Т.Е., Воронков С.В., Абдуллоев Э.Х. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В п. 3 указанного распоряжения Департаменту управления имуществом городского округа Самара было рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ. предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.
Абдуллоева И.В., Червякова Т.Е., Абдуллоева Л.Э., Воронков С.В., Абдуллоева Р.Э. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Ссылаясь на то, что срок, установленный в Распоряжении первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ является необъективным, техническое состояние дома не обеспечивает безопасное проживание граждан, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Абдуллоевой И.В., Абдуллоевой Л.Э., Абдуллоевой Р.Э., Абдуллоевой С.Э., Червяковой Т.Е., Воронкову С.В., Абдуллоеву Э.Х. благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа Самара, отвечающее санитарным и техническим нормам, в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании Абдуллоев Э.Х., Абдуллоева И.В. и представители В.П., А.А., действующие на основании доверенностей, поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации по месту жительства, договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № Абдуллоева И.В. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 5 человек, в том числе: Червякова Т.Е., Абдуллоева Л.Э., Воронков С.В., Абдуллоева Р.Э.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истцов в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что требования истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:
а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;
б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;
в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);
г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;
д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истцов в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу, Абдуллоева И.В., Червякова Т.Е., Абдуллоева Л.Э., Воронков С.В., Абдуллоева Р.Э. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства и заключении договора социального найма в отношении Червяковой Т.Е., Абдуллоевой Л.Э., Воронкова С.В., Абдуллоевой Р.Э., Абдуллоевой И.В. подлежат удовлетворению.
Требования в отношении Абдуллоева Э.Х. и Абдуллоевой С.Э. удовлетворению не подлежат, поскольку они не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда и не имеют права на предоставление жилого помещение в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ. Требований о предоставлении равнозначного жилого помещения не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ жилое помещение бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов может быть представлено малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Часть 1 ст. 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Таким образом, жилищное законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, жилое помещение которых стало непригодным для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. То есть сам по себе факт того, что граждане не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не является основанием для отказа в удовлетворении их требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Вместе с тем для того, чтобы у органа муниципального образования возникла обязанность по предоставлению таким гражданам во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, необходимо, чтобы они были в установленном порядке признаны малоимущими. Одно лишь признание жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ или иным нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что Абдуллоев Э.Х., Абдуллоева С.Э. обращались в органы местного самоуправления по вопросу признания их малоимущими и представили необходимые документы. Данное обстоятельство не отрицалось истцами в судебном заседании. Материалы настоящего гражданского дела также не содержат сведений о том, что Абдуллоев Э.Х., Абдуллоева С.Э. являются малоимущими, отсутствуют сведения о заработной плате, копии трудовой книжки, стоимости земельного участка, оформленного на Абдуллоева Э.Х., сведения о наличии транспортных или водных средств.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не предоставлено доказательств того, что Абдуллоев Э.Х., Абдуллоева С.Э. являются малоимущими, обращались с вопросом о постановке их на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Абдуллоевой И. В., Абдуллоевой Л. Э., Абдуллоевой Р. Э., Червяковой Т. Е., Воронкову С. В. жилое помещение, в черте городского округа Самара по договору социального найма, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с действующим законодательством. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья