63RS0039-01-2022-000042-16
2а-5277/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5277/2022 по административному исковому заявлению Вяхиревой Юлии Александровны, Мироновой Светланы Вячеславовны к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным постановления,
установил:
Вяхирева Ю.А., Миронова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконным постановления администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 696 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, 124, а также распоряжения Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р в части, определяющей границы и размеры земельного участка под многоквартирным домом № 124 в Ленинском районе г. Самара по ул. Садовая с кадастровым номером №:1111.
В обоснование заявления указано, что многоквартирный дом № 124 в Ленинском районе г. Самара по ул. Садовая является объектом культурного наследия. Вяхирева Ю.А. проживает в указанном многоквартирном доме на основании договора социального найма, Миронова С.В. является собственником 7/30 доли в праве собственности на квартиру № №. Другими собственниками помещений в доме являются Департамент управления имуществом г.о.Самара и Самарский Фонд жилья и ипотеки. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.10.2014 № 5018 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. С 2014 года работы по реконструкции дома не проведены, финансирование на сохранение объекта культурного наследия не выделено. 30.09.2021 администрацией г.о. Самара вынесено постановление № 696 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома. По мнению истцов, данное постановление является незаконным, поскольку оно принято на основании распоряжения Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р, текст которого полностью не опубликован, а также вынесено в отношении земельного участка, границы которого не определены в соответствии с законодательством. Распоряжение Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р в части образования земельного участка под многоквартирным домом № 124 по ул. Садовая в Ленинском районе г. Самара истцы считают незаконным по причине отсутствия официального опубликования содержательной части распоряжения, а также в связи с тем, что земельный участок сформирован произвольно, без учета границ жилого дома и объектов благоустройства, относящихся к имуществу многоквартирного дома.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просили признать незаконными постановление администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 696 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома» и распоряжение Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г. Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р» в части, определяющей границы и размеры земельного участка под многоквартирным домом № 124, расположенным в Ленинском районе г. Самара по ул. Садовая с кадастровым номером №:1111, площадью 524 кв.м (т.2 л.д.40-45).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30 мая 2022 года административное исковое заявление Вяхиревой Ю.А., Мироновой С.В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Правительству Самарской области оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 мая 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении протокольным определением от 09.11.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена собственник жилого помещения в многоквартирном доме Зорина Т.В.
В судебном заседании административные истцы требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Правительства Самарской области по доверенности Абрамова О.Д. в судебном заседании просила отказать в иске по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.
Представитель администрации г.о. Самара не явился, представил письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении требований отказать.
Административный ответчик Департамент управления имуществом г.о. Самара, заинтересованные лица Самарский фонд жилья и ипотеки, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, ГУП СО институт «ТерНИИгражданпроект», своих представителей в судебное заседание не направили, причины неявки не сообщили, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Зорина Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, причины неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Заинтересованное лицо Рябова Л.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истцов поддержала.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Определением суда от 20.12.2022 года административное исковое заявление в части требований к Правительству Самарской области о признании недействующим распоряжения Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе г. Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р» в части образования земельного участка с кадастровым номером №:1111 – оставлено без рассмотрения в связи с неподсудностью данных требований Ленинскому районному суду г.Самары.
Административное исковое заявление рассматривается судом в части требования о признании незаконным постановления администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 696 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома».
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административному истцу Мироновой С.В. принадлежит на праве общей долевой собственности (7/30) жилое помещение – квартира №№, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 12).
Вяхирева Ю.В. является нанимателем жилого помещения квартиры № № по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № 1145/5 от 28.12.2019 г. (т. 1 л.д. 13).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литеры А, А1, А3 является объектом культурного наследия «Жилой дом на усадьбе С.А. Тузлукова» (т.1 л.д. 16-18).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 09.10.2014 №5018 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124, литеры А,А1,А2,А3,А4,а,а1,а2,а3 признан аварийным и подлежащим реконструкции (т.1 л.д. 21).
В соответствии с пунктом 4 данного постановления собственникам помещений дома необходимо обратиться в министерство культуры Самарской области с заявлением о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выполнить реконструкцию дома с учетом требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение двух лет с даты подписания постановления.
В связи с непроведением собственниками помещений реконструкции дома постановлением администрации от 30.09.2021 №696 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома. Согласно п. 1 указанного постановления изымается земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в установленный срок работы по реконструкции дома собственниками не проведены. В настоящее время такие работы также не ведутся.
Доказательств утраты домом признаков аварийности, соответствия жилых помещений санитарным и техническим требованиям, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан на момент принятия оспариваемого постановления и на момент рассмотрения настоящего дела, не представлено.
Таким образом, в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ у административного ответчика имелись основания для начала процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, и жилых помещений в доме.
Доводы истцов о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 21.09.2021 № 466-р изымаемый земельный участок образован без учета границ многоквартирного жилого дома и объектов благоустройства, относящихся к имуществу дома, не являются основанием для признания постановления об изъятии земельного участка и жилых помещений незаконным, так как в настоящее время указанное распоряжение в части образования спорного земельного участка недействительным не признано. Кроме того, образование земельного участка под многоквартирным домом в иных границах и конфигурации не будет являться препятствием для его изъятия, так как реконструкция аварийного дома в установленный срок собственниками помещений не произведена, аварийность дома не устранена.
Доводы о том, что постановление об изъятии вынесено в отношении земельного участка, границы которого не зарегистрированы в ЕГРН, также не свидетельствуют о незаконности постановления. В соответствии со ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении как существующих земельных участков, так и земельных участков, подлежащих образованию. При этом пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, дом 124, принято Администрацией г.о. Самара в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка.
Доводы административных истцов о том, что им не предложено предварительного и равноценного возмещения за изымаемое жилое помещение и земельный участок не имеют правового значения для настоящего дела. Жилищные права собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма в аварийном жилищном фонде обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьями 32, 86 89 Жилищного кодекса РФ. При несогласии с формой и размером возмещения заявители не лишены права на судебную защиту своих прав в установленном порядке.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрении дела судом не установлено, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством и права административных истцов не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Вяхиревой Юлии Александровны, Мироновой Светланы Вячеславовны к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным постановления администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 696 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2023.