Дело №2а-2777/2022
УИД 73RS0013-01-2022-004882-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аргунова Н. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Аргунов Н.Ю. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он отбывает наказание в ФКУ Т в камере №* и №* Условия содержания и материально-бытовое обеспечение не соответствуют установленным нормам и требованиям закона. В камерах сыро, грибок в связи с постоянной течью воды, канализация прорвана, в камерах многочисленное количество насекомых. Питание не соответствует его состоянию здоровья. Продуктовые посылки ему не выдают. В связи с нарушением его прав он дважды объявлял голодовку. Также имелись случаи применения силы спецназом. Кроме того, администрация не направляет корреспонденцию.
Просил признать незаконным действия (бездействия) администрации и взыскать компенсацию в сумме 2 000 000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России», в качестве заинтересованного лица –ООО «Ульяновскоблводоканал».
Административный истец Аргунов Н.Ю. выразил отказ от участия по делу посредством видеоконференцсвязи. В расписке имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.28).
Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н. (л.д.90-91), действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что условия содержания Аргунова соответствуют действующим нормам. Вентиляция в камерах, где он содержался, находится в исправном состоянии, водопровод отремонтирован. Ресурсоснабжающей организацией постоянно отбираются пробы воды, и она всегда соответствует нормам. Каких-либо замечаний и претензий по поводу ненадлежащего содержания осужденных руководству учреждения не поступало. Периодически в учреждении проводятся осмотры камер, в ходе которых каких-либо нарушений не выявлено. Поскольку доказательств нарушения прав административного истца не имеется, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя ФКУ Т УФСИН России.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области, ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России», представитель заинтересованного лица ООО «Ульяновскоблводоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска надлежит отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В соответствии со ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений п.1 и п.7 ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Судом установлено, что Аргунов Н.Ю. осужден №* <данные изъяты> по ч.2 ст.159.1, ч.1 ст.210, п. «а,б» ч.3 ст.163, п. «а» ч.3 ст.163 (3 эпиз.), ч.3 ст.30, п. «ж» ч.2 ст.105, ч.3 ст.69 УК РФ к 14 годам лишения свободы в ИК строгого режима, ограничение свободы 1 год 6 мес.
Постановлением <данные изъяты> от (ДАТА) переведен в тюрьму на 3 года. Прибыл в учреждение (ДАТА) из ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес> на основании наряда ФСИН России от (ДАТА).
Указанное обстоятельство подтверждено справкой, представленной административным ответчиком (л.д.89).
Обращаясь в суд с указанным административным иском, Аргунов Н.Ю. ссылается на ненадлежащие условия содержания в камерах №*, №* за время его нахождения в учреждении, а именно сырость, грибок, течь воды, прорванную канализацию, антисанитарию.
Кроме того, административный истец указывает на не получение им продуктовых бандеролей, не направление корреспонденции, применение силы, ненадлежащее питание.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях.
Камерной карточкой, выданной ФКУ Т УФСИН Р. (л.д.50), подтверждено, что Аргунов Н.Ю. с момента прибытия находился в камере №*, затем (ДАТА) помещен в камеру №* и находится там по настоящее время (<данные изъяты>1).
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Суду представлены комиссионные акты за период с декабря 2021 по сентябрь 2022 (л.д.125-136), из которых следует, что представителями учреждения совместно с представителем медицинской части №1 МСЧ-73 ФСИН России обследовались камеры №* и камера №*, и в ходе проверок было установлено, что жилая камера находится в удовлетворительном состоянии. Коммунально-бытовые и санитарные условия камеры в удовлетворительном состоянии, системы водоснабжения и канализация в рабочем состоянии, следов протечки не имеется Осужденные, содержащиеся в камере, обеспечены индивидуальным спальным местом, а также постельными принадлежностями в полном объеме. Полы имеют деревянный настил, окрашены масляной краской (имеются следы потертости); стены окрашены водоэмульсионной краской (имеются следы потертостей). Указанная камера №* оборудована в соответствии с приказом ФСИН Р. от (ДАТА) и пригодна к эксплуатации и содержанию осужденных. Сведений о наличии сырости, грибка, течи воды, неисправленной канализацию, антисанитарии в вышеуказанных камерах акты не содержат
В материалы дела представлены фотоснимки данных камер (л.д.110-112).
Также в материалы дела представлены договоры от (ДАТА) (л.д.51-53), от (ДАТА) (л.д.54-56), заключенные учреждением на выполнение работ дезинсекции, дератизации. Также представлены акты выполненных работ (л.д.57-59) о выполнении данных работ.
В 2022 году спецпрокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в камерах тюрьмы выявлялись нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, в целях устранения которых (ДАТА) в адрес начальника учреждения вносилось представление. Кроме того, в суд был подан административный иск к учреждению об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области (л.д.94-99), вступившим в законную силу, уточненный административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворен: суд обязал ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в том числе, произвести ремонт настенного и потолочного покрытия в некоторых камерах, а УФСИН по Ульяновской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение учреждения для проведения, в том числе, указанных работ.
Между тем, указанным судебным решением не установлено, что в камерах №*, №* имеются следы плесени либо сырости помещения.
Питание осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется согласно норм положенности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г. № 205 и на основании приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС».
Питание лиц, находящихся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза, больных ВИЧ-инфекцией осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время». В целях организаций питания больных осужденных, список диетпитающихся составляют медицинские работники, утверждают начальником ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и передают в дежурную часть учреждения.
Аргунов Н.Ю. включен в число лиц, получающих повышенную норму питания (л.д.60).
Согласно повышенной нормы питания для больных, осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях УФСИН РФ (в соответствии с приложением №5 приказа от 17.09.2018 №189«06 установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время») одному осужденному на сутки положены ряд дополнительных продуктов.
Кроме того, дополнительно к данной норме выдается на одного человека в сутки: больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза I, II, V групп диспансерного учета, дистрофии, язвенной болезни, авитаминоза, анемии, злокачественных новообразований, больным ВИЧ-инфекций, а также лицам, наблюдающимся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50г;- макаронных издеий - 10 гр.; овощей - 50 гр.; сахара - 5 гр.; мяса - 50 гр.; мяса птицы - 20 гр.; молока питьевого - 250 мл.; сока - 100 мл; масла коровьего -20 гр.; творога - 50 гр.
Довод административного истца о том, что питание не соответствует нормам, опровергается вышеуказанными пояснениями представителя ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будиловой Е.Н., копиями книг контроля за качеством приготовления пищи и протоколами лабораторных испытаний пищевых продуктов, согласно которых калорийность и содержание пищевых веществ в исследованных образцах блюд, установленные лабораторным путем соответствуют необходимым величинам, полученным расчетным путем, протоколами лабораторных испытаний пищевых продуктов, а также справкой об организации питания ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.77-88, 137-187).
Согласно ч.2 ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.
Согласно ч.3 ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 УИК РФ. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.
Согласно указаниям УФСИН России по Ульяновской области от (ДАТА) №* дополнительные продуктовые передачи разрешены больным осужденным, находящимся на стационарном лечении в филиале Больница ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России с заболеваниями и в ассортименте согласно приложения к данному указанию.
Согласно представленной в суд карточки учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей (л.д.74) административным истцом была получена медицинская посылка (ДАТА), о чем имеется его личная подпись.
Иных сведений о поступлении в учреждение посылок (медицинских, продуктовых) не имеется.
Также в судебном заседании на нашел своего подтверждения факт не направления корреспонденции от имени Аргунова, поскольку из представленной в суд справки инспектора ГСУ ФКУ Т (л.д.75) им неоднократно отправлялась корреспонденция в Комитет по гражданским правам, Генеральную прокуратуру РФ, администрацию президента РФ, Ульяновскую прокуратуру по надзору, Министерство Юстиции РФ, Димитровградский городской суд.
Довод Аргунова Н.Ю. о незаконном, по его мнению, применении к нему физической силы также не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно представленной в суд справки (л.д.101) в период отбывания наказания Аргунова Н.Ю. в учреждении во время обысковых мероприятий физическая сила, специальные средства, в том числе сотрудниками отдела специального назначения УФСИН России по Ульяновской области к осужденному Аргунову Н.Ю. не применялись.
Физическая сила в отношении Аргунова Н.Ю. применялась 1 раз сотрудниками ФКУ Т УФФСИН России по Ульяновской области (ДАТА) в связи с отказом Истца от перевода в другую камеру, что следует из представленного в суд журнала (л.д.102-103)
Вместе с тем, факт правомерного применения физической силы подтвержден как справкой ОР и Н ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.104-105), так и заключением проверки (л.д.107-109).
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.14 постановления от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Суду не представлено доказательств тому, что условия содержания Аргунова Н.Ю. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в период его нахождения в учреждении не соответствовало установленным нормам, напротив, из представленных стороной административного ответчика доказательств следует, что санитарные нормы при его содержании в исправительном учреждении, в частности, в камерах 247Б, 230 соблюдены.
Аргунов Н.Ю., обосновывая исковые требования, указал, что действиями административного ответчика ему причинен и моральный вред.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом
фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Вместе с тем, в судебном заседании не подтверждены доводы Аргунова Н.Ю. о том, что учреждением допущены нарушения его прав и свобод.
Поскольку административным истцом не представлено суду соответствующих доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Аргунова Н. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 13 декабря 2022 года.
Судья Н.А. Андреева