Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7225/2018 ~ М-6670/2018 от 07.08.2018

Решение

Именем Российской Федерации

12 сентября 2018 года. Г.Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лосевой Н.В.

при секретаре Гавренкове И.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молчановой Елизаветы Николаевны к Министерству социального развития по Московской области, Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об оспаривании решения, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

УСТАНОВИЛ:

Истица Молчанова Е.Н. обратилась в суд с иском, с учетом уточненных требований, к Министерству социального развития по Московской области, Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об оспаривании решения, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование требований указала, что она является матерью пятерых несовершеннолетних детей, которые вместе с ней зарегистрированы по адресу: АДРЕС

12.04.2018 года она обратилась в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» города Одинцово Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, однако решением Одинцовского управления социальной защиты населения от 12.04.2018г. ей отказано в предоставлении государственной услуги ввиду отсутствия у Молчановой Е.Н. права на получение государственной услуги на основании п. 17 «Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017г. «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» в связи с отсутствием у супруга Молчановой Е.Н. регистрации по месту жительства в Московской области.

С решением Одинцовского управления социальной защиты населения, ответом Министерства Социального развития Московской области Истец не согласен по следующим основаниям:

Молчанова Е.Н. состоит в законном браке с ФИО1, супруги являются родителями пятерых несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства в Ленинградской области, не имел и не имеет удостоверение многодетного отца и не пользуется предусмотренными федеральным и региональным законодательством льготами.

В судебное заседание истец Молчанова Е.Н. не явилась, ее представитель по доверенности Гульбасова Е.М. в судебное заседание явилась, просила обязать ответчика выдать истцу удостоверение многодетной семьи.

Ответчик представитель Министерства социального развития по Московской области по доверенности и Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области представил возражение на исковое заявление, в котором выражал несогласие с иском, полагая, что истцу не может быть выдано удостоверение многодетной семьи, поскольку ее супруг не имеет регистрации на территории Московской области.

Определением суда от 12.09.2018 года производство по гражданскому делу в части оспаривании Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года, прекращено.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Молчанова Е.Н. состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, супруги являются родителями пятерых несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( л.д.29-40)

Молчанова Е.Н. и пятеро ее несовершеннолетних детей зарегистрированы по адресу: АДРЕС

ФИО1 зарегистрирован по адрес; АДРЕС

Как установлено из объяснений представителя истца, ФИО1 проживает с семьей по месту их регистрации по адресу: АДРЕС

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО7 показал суду, что по договору об охране объектов он осуществляет охрану жилого дома по адресу :АДРЕС в котором проживает Молчанова Е.Н., пятеро детей и ее супруг ФИО1 и мать супруга.

12.04.2018 года Молчанова Е.Н. обратилась в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» города Одинцово Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, однако, решением Одинцовского управления социальной защиты населения от 12.04.2018г. ей отказано в предоставлении государственной услуги ввиду отсутствия у Молчановой Е.Н. права на получение государственной услуги на основании п. 17 «Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017г. «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» в связи с отсутствием у супруга Молчановой Е.Н. регистрации по месту жительства в Московской области. ( л.д.15)

Согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года N 1029\45 утвержден ПОРЯДОК ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Пунктом 6 установлено, что для получения удостоверения Заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также:

паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

свидетельства о рождении детей;

паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность;

свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ);

фотографию Заявителя размером 3 x 4 см;

фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.

Дополнительно Заявителем представляются:

в случае наличия зарегистрированного или расторгнутого брака - свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака;

в случае обучения ребенка (детей) старше 18 лет в образовательных организациях - справка, подтверждающая обучение;

в случае если сведения об отце ребенка (детей) внесены в свидетельство о рождении ребенка (детей) на основании заявления матери, - справка о рождении по форме N 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния";

в случае если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство, - вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства, заверенное соответствующим судом, либо свидетельство об установлении отцовства;

в случае если один из супругов умер, - свидетельство о смерти супруга (супруги) Заявителя.

На основании п. 17 удостоверение не выдается в случае: отсутствия у семьи статуса многодетной;

отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством Московской области;

отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области;

представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке.

Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории Московской области, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.

С учетом требований Семейного законодательства и вышеприведенных норм, истица и ее пятеро несовершеннолетних детей являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обозначенной категории семей.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Исходя из анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Разрешая спор, суд исходит из следующего, что предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям и сама процедура оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи, поставлена в зависимость от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в Московской области, что существенным образом ограничивает право истца не только на получение указанных мер социальной поддержки, но и на сам факт признания их многодетной семьей, в то время как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного, имея в виду, что фактическим местом жительства супруга истицы ФИО1, является место регистрации истца и их пятерых детей по адресу: АДРЕС, в другом регионе истица и ее супруг не получают льготы как многодетная семья, при таких обстоятельствах, принимая во внимание, что фактически семья проживает по адресу: АДРЕС, меры социальной поддержки должны быть предоставлены субъектом РФ по месту их фактического проживания, т.е в Московской области

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Министерство социальной защиты населения по Московской области в лице Одинцовского управления социальной защиты населения в выдаче удостоверения многодетной семьи (решение от 12.04.2018), незаконным.

Обязать Министерство социальной защиты населения по Московской области в лице Одинцовского управления социальной защиты населения выдать Молчановой Елизавете Николаевне удостоверение многодетной семьи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Одинцовский городской суд.

Федеральный судья: Н.В.Лосева

2-7225/2018 ~ М-6670/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Молчанова Елизавета Николаевна
Ответчики
Одинцовское управление социальной защиты
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Лосева Н.В.
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
07.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2018Передача материалов судье
07.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2018Подготовка дела (собеседование)
23.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2018Судебное заседание
14.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее