РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1077/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Бычковой В.М. о взыскании задолженности по земельному и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3620 рублей.
В обоснование иска указано, что административный ответчик Бычковой В.М. является собственником земельного участка и недвижимого имущества и, соответственно, налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой налога Бычковой В.М. направлялись требования, в которых сообщалось о наличии у неё задолженности, которая не была погашена, что послужило причиной обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании с Бычковой В.М. указанной задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от <дата> в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
В судебное заседание стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
Из материалов дела следует, что Бычковой В.М. на праве общей долевой собственности принадлежит ? земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомления от <дата> об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год. Сумма земельного налога составила 1117 руб., сумма налога на имущество физических лиц – 2503 руб.
Также административному ответчику направлялось требование № по состоянию на <дата>, в котором сообщалось об уплате у ней задолженности в сумме 3620 руб. и пени в размере 53 руб. 15 коп. со сроком уплаты до <дата>.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Определением мирового судьи судебного участка № 22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от <дата> в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня, установленного в требовании №, более чем на год.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению. Ссылка заявителя на отказ в выдаче судебного приказа, как обоснование восстановления срока, не может быть принята во внимание, так как срок пропущен более чем 1 год уже к моменту обращения к мировому судье.
Поскольку на дату обращения с административным иском к мировому судье налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 г., в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Бычковой В.М. о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2022.