№2-421/2019 УИД: 28RS0021-01-2019-000694-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2019 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Цеона А.С.,
заявителя Романовой Л.А.,
представителя администрации г. Сковородино - главы г. Сковородино Безугловой Т.А., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сковородинского района действующего в интересах Романовой Любови Александровны, Романова Валерия Алексеевича, Пичкур Татьяны Алексеевны, Романовой Алины Евгеньевны, Романовой Ирины Евгеньевны об установлении факта постоянного проживания в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах Романовой Любови Александровны, Романова Валерия Алексеевича, Пичкур Татьяны Алексеевны, Романовой Алины Евгеньевны, Романовой Ирины Евгеньевны обратился в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации указав, что в прокуратуру Сковородинского района поступило обращение Романовой Л.А. в котором она просит районного прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться с заявлением в суд в ее интересах об установлении факта проживания в доме, расположенном по адресу: <адрес>. В своем обращении Романова Л.А. указывает, что на момент затопления проживала с членами ее семьи в указанном жилом помещении длительное время. В указанное время заявитель и члены ее семьи не были зарегистрированы по спорному адресу, в связи с чем, они лишены возможности быть включенными в списки граждан, пострадавших от наводнения, и получить меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией. Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Сковородинского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования. Постановление главы города Сковородино от 22.07.2019 года № 811-Р введен режим ЧС на территории города Сковородино. Факт попадания дома (жилого помещения) в зону затопления подтверждается заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности. В соответствии с положениями статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее -Закон № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Положения статьи 3 Закона № 5242-1 граждане Российской Федерации обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, отсутствие регистрации истицы и членов ее семьи при наличии указанных выше обстоятельств и документов не может служить основанием ограничения или условием реализации, в частности, прав граждан на получение социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Амурской области от 15.02.2014 года № 110 утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На основании распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 года № 1766-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Амурской области (далее поводок) предписано осуществить выплаты: а) единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред – в размере 200 тыс. рублей на человека, тяжкий или средней тяжести вред – в размере 400 тыс. рублей на человека; б) единовременной материальной помощи гражданам постоянного проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещения, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушении в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека; в) финансовой помощи гражданам постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека). Установление данного юридического факта необходимо заявителю и членам ее семьи для признания их пострадавшими от наводнения, включения в списки пострадавших для признания права на получение материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. На основании изложенного, просит установить юридический факт постоянного проживания Романовой Любови Александровны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>; установить юридический факт постоянного проживания Романова Валерия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>; установить юридический факт постоянного проживания Пичкур Татьяны Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>; установить юридический факт постоянного проживания Романовой Алины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>; установить юридический факт постоянного проживания Романовой Ирины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>. Обратить настоящее решение в соответствии со ст.ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Цеона А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.
Заявитель Романова Л.А. поддерживает заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Сковородино Безуглова Т.А. не имеет возражений против заявленных прокурорам Сковородинского района требований.
Представитель заинтересованного лица ГКУ АО Управления социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, Романов В.А., Пичкур Т.А., Романова А.Е., Романова И.Е. надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явились, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили. На основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Выслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Сковородинского района, для территориальной подсистемы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
Постановление главы города Сковородино 22.07.2019 года от № 434, введен режим ЧС на территории города Сковородино.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.02.2014 года № 110 утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На основании распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 года № 1766-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Амурской области (далее поводок) предписано осуществить выплаты: а) единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред – в размере 200 тыс. рублей на человека, тяжкий или средней тяжести вред – в размере 400 тыс. рублей на человека; б) единовременной материальной помощи гражданам постоянного проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещения, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушении в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека; в) финансовой помощи гражданам постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека).
Таким образом, обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества в момент чрезвычайной ситуации. Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Сковородинского района поступило обращение Романовой Л.А., в котором она просит районного прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться с заявлением в суд в ее интересах об установлении факта проживания в доме, расположенном по адресу: <адрес>. В своем обращении заявитель указывает, что на момент затопления проживала с членами ее семьи в указанном жилом помещении длительное время.
Прокурор Сковородинского района обратился в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания Романовой Любови Александровны, Романова Валерия Алексеевича, Пичкур Татьяны Алексеевны, Романовой Алины Евгеньевны, Романовой Ирины Евгеньевны в жилом доме, расположенном по адресу <адрес> на момент режим чрезвычайной ситуации, так как нарушены социальные права заявителя и членов его семьи в связи с невозможностью получения социальных выплат из-за отсутствия регистрации по месту проживания.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Поскольку такая регистрация подтверждает волеизъявление лица, осуществившего свой выбор места жительства, то за исключением случаев, свидетельствующих о нарушениях прав гражданина при регистрации, жилое помещение по которому зарегистрирован гражданин по месту жительства определяет его место жительства.
В судебном заседании установлено, что Романова Л.А., Романов В.А., Пичкур Т.А., Романова А.Е., Романова И.Е. проживают по адресу <адрес>
В связи с тем, что Романова Л.А., Романов В.А., Пичкур Т.А., Романова А.Е., Романова И.Е. в установленном порядке не зарегистрированы по месту постоянного проживания, они лишены возможности быть включенными в списки граждан, пострадавших от наводнения, и получить меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.
Факт проживания Романовой Л.А., Романова В.А., Пичкур Т.А., Романовой А.Е., Романовой И.Е. по адресу: <адрес> подтверждается комиссионным актом обследования от 25.07.2019 года,, заключением об установлении факта нарушения жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате разлива р. Невер от 12.08.2019 года, справкой администрации г. Сковородино от 13.08.2019 года № 02-01-2381.
Романов В.А. и Романова Л.А. являются собственниками жилого дома <адрес> и земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 апреля 2008 года.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что установление факта проживания Романовой Л.А., Романова В.А., Пичкур Т.А., Романовой А.Е., Романовой И.Е. по адресу: <адрес> период паводка порождает юридические последствия. Романова Л.А. и члены ее семьи не имеют другой возможности удостоверить факт своего проживания по указанному адресу.
Совокупность представленных суду доказательств дает основание для удовлетворения требований заявителя.
Факт проживания Романовой Л.А., Романова В.А., Пичкур Т.А., Романовой А.Е., Романовой И.Е. по адресу: <адрес> установлен судом, на основании совокупности представленных доказательств по делу, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что Романова Л.А., Романов В.А., Пичкур Т.А., Романова А.Е., Романова И.Е. на момент чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением опасных природных явлений и подъёмом рек в Сковородинском районе Амурской области, произошедшей в июле- августе 2019 года на территории муниципального образования Сковородинский район постоянно проживали по адресу <адрес>
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора Сковородинского района действующего в интересах Романовой Любови Александровны, Романова Валерия Алексеевича, Пичкур Татьяны Алексеевны, Романовой Алины Евгеньевны, Романовой Ирины Евгеньевны об установлении факта постоянного проживания в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд полагает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При
допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Вопрос о немедленно исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования прокурора Сковородинского района действующего в интересах Романовой Любови Александровны, Романова Валерия Алексеевича, Пичкур Татьяны Алексеевны, Романовой Алины Евгеньевны, Романовой Ирины Евгеньевны об установлении факта постоянного проживания в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Установить юридический факт постоянного проживания Романовой Любови Александровны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>.
Установить юридический факт постоянного проживания Романова Валерия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>.
Установить юридический факт постоянного проживания Пичкур Татьяны Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>.
Установить юридический факт постоянного проживания Романовой Алины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>.
Установить юридический факт постоянного проживания Романовой Ирины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г<данные изъяты> в доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и расположенном по адресу: <адрес>.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья Н.Б. Федорчук