Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-207/2017 ~ М-212/2017 от 13.07.2017

     Дело

                                                               РЕШЕНИЕ

                                                   Именем Российской Федерации

     ДД.ММ.ГГГГ 2017года                                                                                     <адрес>

     Селемджинский районный суд <адрес> в составе председательствующего по делу судьи ФИО9 А.Г., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом     судебном заседании гражданское дело по иску    ФИО3 <адрес> (в интересах ФИО1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> недополученной заработной платы за октябрь - ноябрь 2016года в размере <данные изъяты> и возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу производить начисление ФИО1    заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% и районного коэффициента в размере 1,3.

                                                    УСТАНОВИЛ:

    ФИО3 <адрес> обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, указывая, что в прокуратуру ФИО3 <адрес> поступило заявление от ФИО1 уборщика служебных помещений 1 разряда Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>, принятой на 0,5 тарифной ставки с просьбой оказать содействие по вопросу взыскания недоначисленной заработной платы за октябрь – декабрь 2016года. По данному факту прокуратурой ФИО3 <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

ФИО1 принята на работу в Межрайонную ИФНС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) составляет <данные изъяты> рублей в месяц

Согласно ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), минимальный размер заработной платы устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации.

При этом в силу ч.2 ст.133 ТК РФ, размер минимальной заработной платы в Субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего Субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из Федерального бюджета.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей: 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, в том числе правила об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определение Конституционного Суда от 17.12.2009 № 1557-0-0).

Также, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом, согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утверждён перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с которым <адрес> отнесён к районам, приравненным к районам крайнего севера.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», размер выплачиваемых работнику надбавок, за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - составляет 50%.

Из данного перечня следует, что <адрес> приравнен к районам Крайнего Севера, а также то, что лицам, работающим в данном районе, установлена и должна выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данном районе в размере 50%.

Согласно Постановлению Госкомтруда ФИО2, ВЦСПС отДД.ММ.ГГГГ /П-18 «Об ФИО3 районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно –коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», к заработной плате работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории ФИО3 <адрес>, применяется районный коэффициент 1,3.

Таким образом, как полагает ФИО3, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, минимальный размер оплаты труда    работников учреждений, финансируемых из Федерального бюджета, осуществляющих трудовую деятельность в ФИО3 <адрес> и полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда ( трудовые обязанности) с 01.07.2016года    не должен быть меньше <данные изъяты>, с учетом оформления на 0,5 тарифной ставки.

Ответчик за период с октября месяца по декабрь месяц 2016года при начислении истцу ФИО1 заработной платы, не выплачивал в полном объёме причитающуюся истцу заработную плату, исчисленную из Минимального размера оплаты труда, такой расчёт, как полагает ФИО3, является неправильным и нарушает права истца.

Так, согласно расчёта недополученной заработной платы, задолженность неначисленной и невыплаченной заработной платы ответчиком Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес> перед ФИО1 за октябрь – декабрь 2016года составляет <данные изъяты>.

ФИО3 полагает, что это является нарушением ст. 37 Конституции РФ, ст. 130, 133 ТК РФ и что ответчик совершил в отношении истца неправомерное действие, заключающееся в незаконном снижении оплаты труда, лишая его права распоряжаться имуществом в виде денежных средств, необходимых для восстановления работоспособности организма и удовлетворения необходимых жизненных потребностей.

При этом согласно поступивших в письменном виде пояснений, ФИО3 <адрес> уточнил заявленные исковые требования и просил суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> недополученную заработную плату только за октябрь-ноябрь 2016года в размере 1300рублей 18копеек, указывая, что им ошибочно указано в заявленных исковых требованиях о взыскании с ответчика в пользу истца недополученной заработной платы в период до декабря месяца включительно.

    В судебное заседание лица, участвующие по делу не явились, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому суд, руководствуясь нормами ст.167 ч.5 ГПК РФ, находит возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих по делу.

Согласно поступивших в письменном виде возражений, ответчик Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> (далее инспекция) ознакомившись с исковым заявлением ФИО3 <адрес>, в интересах ФИО1 о взыскании недополученной заработной платы за октябрь-декабрь 2016 года в размере <данные изъяты> копеек, категорически не согласна с доводами, ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Более того, устанавливается и гарантированный минимальный размер оплаты труда. Во исполнение данной нормы в Трудовом кодексе РФ установлен запрет на выплату зарплаты сотруднику, который полностью отработал месячную норму, в размере ниже Минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это закреплено положениями, ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК РФ).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об ФИО3 профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» утвержден Единый квалификационный справочник работ и профессий рабочих (выпуск 1, выпуск 2).

Единым квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1, выпуск 2) утверждены Профессиональные квалификационные группы, из них. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочих «первого уровня», относится уборщик служебных помещений.

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и Надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки-оклада-(должностного клада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки, заработной платы.

Согласно названной статье Трудового кодекса РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

     Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Аналогичное мнение выражено в письме Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N22-1-2194.

Правовая позиция по данному вопросу высказана Верховным судом РФ в Определениях от 19 сентября 2016 г. N 51-КГ16-10, от 08 августа 2016 г. N 72-КГ16-4.

В указанных определениях Верховный Суд констатировал, что положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы не может быть ниже МРОТ. В силу ст. 133 ТК обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже МРОТ. В рассматриваемом деле зарплата работников с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями превышала МРОТ. Соответственно, как полагает ответчик, права сотрудников нарушены не были.

При этом, суд указал, что право таких работников на повышенную оплату труда, установленное ст. 146, 148 ТК РФ, а также требование ч. 3 ст. 133 ТК РФ не нарушаются, если сумма выплачиваемой работнику месячной заработной платы, включающая районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ.

Исходя из доводов, приведенных Верховным Судом РФ, следует, что работодатель не обязан увеличивать заработную плату до размера МРОТ, а уже потом начислять на нее районный коэффициент. Нормы трудового законодательства будут соблюдены в случае если итоговый размер заработной платы будет не меньше МРОТ.

Из положений ст. 19 ФКЗ "О судебной системе Российский Федерации" следует, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом (ч. 1). Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики (ч. 4).

Как следует из положений ст. 2 ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" от 05 февраля 2014 года N З-ФКЗ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, Уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами (ч. 1). Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения (п. 1ч. 7).

Применительно к вышеизложенному, Верховный Суд Российской Федерации в приведенных Определениях разъяснил применение норм по вопросу, в каком случае размер месячной заработной платы, включающей районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ. Данной позиции придерживаются суды нижестоящих инстанций (Решение Братского городского суда от 06.12.2016 по делу N 2-5082/2016). Таким образом, судебные решения свидетельствуют о том, что работодатель вправе учитывать районный коэффициент при сравнении месячной заработной платы с МРОТ.

Действующий в настоящее время федеральный минимальный размер оплаты труда установлен на уровне 7500 руб. Федеральным законом №164-ФЗ от 02.06.2016г.

В соответствии с приказом инспекции о приеме на работу ФИО1 работает в инспекции с ДД.ММ.ГГГГ, в должности уборщицы (0,5 ставки). Приказом инспекции от ДД.ММ.ГГГГ к ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., надбавка к должностному окладу за интенсивность труда (50%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 30%, надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность сторожа 1 разряда на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), надбавка на ночной характер работы в размере (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от 01.11.2010г., а также приказа о переводе на другую работу к от 28.10.2010г. ФИО1 переведена на должность уборщика служебных помещений

2 разряда (0,5 ставки) отдела общего обеспечения и ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (12%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от" ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа о переводе на другую работу к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность уборщик служебных помещений

1 разряда (0,5 ставки) в структурное подразделение персонал по охране и обслуживанию зданий ей установлен размер оклада 1475 руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районов Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от 16.02.2011г. ФИО1 переведена на должность уборщика служебных помещений 1 разряда (0,5 ставки) отдела финансового и общего обеспечения ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (20%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

В соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом инспекции к от ДД.ММ.ГГГГ начисленная заработная плата уборщика служебных помещений 1 разряда (0,5 ставки) ФИО1 составляет <данные изъяты> руб.

Таким образом, минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом №164-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ составляет (<данные изъяты> руб.), в связи с тем, что ФИО1 принята на работу уборщика служебных помещений 1 разряда (0,5 ставки), месячная заработная плата, включающая районный коэффициент и процентную надбавку (без учета ежемесячных стимулирующих выплат, предусмотренных Положением «Об оплате труда работников Межрайонной ИФНС России по <адрес>, осуществляющим профессиональную деятельность по рабочим профессиям», утвержденного Приказом инспекции от 25.11-2008 к), полностью отработавшая за период норму рабочего времени, составляет более <данные изъяты> руб., что выше половины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом №164-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> руб.).

ФИО3 <адрес>, о том, что месячная заработная плата работника инспекции с 01.07.2016г. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки с учетом оформления на 0,5 тарифной ставки должна быть не меньше <данные изъяты> руб. противоречит правовой позиции, выраженной Верховным судом РФ в описанных выше определениях.

Учитывая приведенные обстоятельства, с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ16-10, от ДД.ММ.ГГГГ КГ16-4, доводы искового заявления ФИО3 <адрес> в интересах ФИО1 находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно дополнительно поступивших в письменном виде возражений, Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> в дополнение к представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что инспекция настаивает на позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ и полагает, что требования Заявителя с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 51-КГ16-10, от ДД.ММ.ГГГГ N 72-КГ16-4, не обоснованы в виду следующего.

Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом, и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это закреплено положениями ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК РФ).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся" от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и Надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Из приведенных выше норм следует, что оклад (тарифная ставка), является составной частью заработной платы.

Следовательно, трудовым законодательством допускается установление заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Правовая позиция по данному вопросу изложена Верховным Судом РФ в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 51-КГ16-10, от ДД.ММ.ГГГГ N 72-КГ16-4.            В указанных определениях Верховный Суд указал, что в силу ст. 133 ТК обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже МРОТ. В рассматриваемом деле зарплата работников с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями превышала МРОТ. Соответственно, права сотрудников, как полагает ответчик, нарушены не были. При этом, суд указал, что право таких работников на повышенную оплату труда, установленное ст. 146, 148 ТК РФ, а также требование ч. 3 ст. 133 ТК РФ не нарушаются, если сумма выплачиваемой работнику месячной заработной платы, включающая районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти нормы конкретизированы в ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Исходя из приведенных обстоятельств Президиумом Верховного суда в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утв. Президиумом. Верховного Суда РФ 26.02.2014 сделан вывод, что коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы.

Следовательно, установление, заработной платы, включающей в себя все элементы, не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда соответствует положениям норм ст. 129, 133, 148, 315-317 Трудового кодекса РФ.

Именно к такому выводу и пришел Верховный суд в Определениях от 19.09.2016 N 51- КГ16-10, от 08 августа 2016 г. N 72-КГ16-4.

Положение об оплате труда работников в особых условиях, в том числе труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиям законодательно закреплена в номах ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ.

А уже непосредственно порядок исчисления надбавок за работу в особых условиях прописан в статьях 315-317 Трудового кодекса РФ, как в нормах, производных от ст. 146, 148 Кодекса.

Так, согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Районный коэффициент применяется для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Процентная надбавка выплачивается лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях.

При этом, в рассматриваемых Определениях Верховного суда приведен анализ положений статей Л 46,148 Трудового кодекса РФ и указано на отсутствие нарушения права работников на повышенный размер заработной платы, связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями, поскольку в состав ежемесячной заработной платы работников включена выплата районного коэффициента - порядок выплата которого непосредственно предусмотрена ст. 315 Трудового кодекса РФ.

Как указывалось в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно трудового договора и дополнительных соглашений осуществляет деятельность на условиях неполного рабочего дня (0,5 ставки), при этом исчисление отработанного времени производится в днях (табеля учета рабочего времени представлены в материалы дела одновременно с отзывом от ДД.ММ.ГГГГ).

За период с октября по декабрь2016 года уборщику служебных помещений - ФИО1 начислено заработной платы, включающей в себя все элементы (т.е. с учетом районного и дальневосточного коэффициента): Октябрь 2016г. - <данные изъяты> руб. Ноябрь 2016г. - <данные изъяты> руб. Декабрь 2016 г. - <данные изъяты> руб., что превышает «половинный» размер МРОТ, составляющий в сумме <данные изъяты> руб.(7500/2) в месяц.

Учитывая изложенное, полагает, что доводы, указанные в исковом заявлении ФИО3 <адрес> противоречат нормам трудового законодательства и правовой позиции Верховного суда РФ, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

По представленному расчету.

Инспекция не согласна с приведенным в исковом заявлении расчетом заработной платы в соответствии с МРОТ ФИО1 за октябрь - декабрь 2016 года, ввиду следующего.

Расчет произведен ФИО3 на основании отработанных часов, в то время как ФИО1 учет рабочего времени производится в днях (основание - трудовые договора, дополнительные соглашения к ним).

Кроме того, в графе «начислено» отражены суммы перечисленой заработной платы, а не фактически начисленной, что противоречит положению ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Так же, исходя из позиции ФИО3 рРайона МРОТ с начисленными на него районными надбавками и дальневосточным коэффициентом должен составлять <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> (МРОТ) 1,8 (надбавка и коэффициент) и при выполнении работ на условиях неполного рабочего дня (0,5 ставки) должен быть равен

<данные изъяты> руб.

Соответственно, размер невыплаченной заработной платы ФИО7 1 Г.А. составит не <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек., а <данные изъяты>. за ноябрь 2016 года.

При таких обстоятельствах, прилагаемый к исковому заявлению расчет зарплаты с МРОТ является не обоснованным.

Принимая во внимание приведенное выше, инспекция просит суд отказать в удовлетворении требований ФИО3 <адрес> по исковому заявлению в интересах ФИО1

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.391 Трудового Кодекса Российской Федерации в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры    по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника.

        В соответствии со ст.45 ГПК РФ ФИО3 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано ФИО3 только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление ФИО3, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.130 ТК РФ, предусмотрены основные государственные гарантии по оплате труда работников, согласно которой, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

         В силу ст.57 ТК РФ трудовым договором определяются    условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, исходя из системы оплаты труда, установленной в организации локальными нормативными актами, условиями коллективного договора. При исполнении трудовой функции по трудовому договору работнику предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

          В соответствии со ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          В соответствии со ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

    Из исследованного в судебном заседании Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее Межрайонная ИФНС по <адрес>), установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов ( п.1); Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем    Федеральной налоговой службы России ( п.8);

Начальник инспекции:

утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции, должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции её работников;

     назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке государственных гражданских служащих и работников Инспекции;

    Из исследованного в судебном заседании служебного распорядка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>, установлено, что выплата причитающегося гражданским служащим (работникам) денежного содержания (заработной платы) устанавливается: с января по ноябрь: за первую половину текущего месяца – 19-го числа этого месяца; за вторую половину месяца – 4 числа следующего месяца; за декабрь: за первую половину текущего месяца – 15-го числа; за вторую половину месяца – 28 числа ( п.2, п.2.1; п.2.2);

    Из исследованного в судебном заседании коллективного договора заключенного и утвержденного на общем собрании коллектива Межрайонной ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что оплата труда работников инспекции, замещающим должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы и осуществляющим техническое обеспечение деятельности инспекции, состоит из денежного оклада, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде

(устанавливаемой руководителем инспекции от 50% до 100% должностного оклада и ежеквартальной премии).

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела Положения об оплате труда работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>, осуществляющих профессиональную деятельность    по профессиям рабочих» ( Приложение к Приказу Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к (л/<адрес>), установлено, что оплата труда работников включает в себя: размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера; заработная плата (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера) устанавливается трудовым договором (дополнительным соглашением) в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим Положением. ( п.2.1; п.2.2); Пунктом 3.1 предусмотрены размеры окладов работником Межрайонной ИФНС России по <адрес>, осуществляющих профессиональную деятельность по профессии рабочих и условия установления повышающих коэффициентов к окладам, согласно которого, размер оклада работников 1 разряда в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих составляет -<данные изъяты>; размер оклада работников 2 разряда в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих составляет – <данные изъяты>; размер оклада работников 4 разряда в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих составляет – <данные изъяты> рублей;

Пунктом 4.1.1 вышеуказанного Положения, предусмотрено, что к выплатам компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями относятся: районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела штатного расписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, утвержденного Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к, установлено, что в штатном расписании Межрайонной ИФНС по <адрес>      предусмотрена должность уборщика служебных помещений 1 разряда (0,5 ставки), который составляет 4430рублей16копеек.

В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что истец

ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, что подтверждается    исследованными в ходе судебного разбирательства дела Приказом к от ДД.ММ.ГГГГ, изданного ответчиком Межрайонной ИФНС по <адрес>, согласно которого, истец ФИО1 была принята на работу в Межрайонную ИФНС по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на должность уборщика, где размер должностного оклада составляет <данные изъяты>., с выплатой районного коэффициента к заработной плате в размере 30%, надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%) и надбавки к должностному окладу за интенсивность труда в размере 50%.

    ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1и ответчиком Межрайонной ИФНС по <адрес> заключен трудовой договор, согласно условий которого истец ФИО1 принята на работу в Межрайонную ИФНС по <адрес> на должность уборщика служебных помещений на 0,5 ставки.

    На основании дополнительного соглашения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1и ответчиком Межрайонной ИФНС по <адрес> к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что должностной оклад истцу ФИО1 уборщику служебных помещений, установлен в размере <данные изъяты>, с выплатой районного коэффициента и северных надбавок.

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истец ФИО1 переведена на должность сторожа 1 разряда на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей установлен размер оклада 2950 руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), надбавка на ночной характер работы в размере (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от 01.11.2010г., установлено, что истец ФИО1 переведена на должность уборщика служебных помещений 2 разряда отдела общего обеспечения и ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (12%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от" ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истец ФИО1 переведена на должность уборщика служебных помещений 1 разряда персонал по охране и обслуживанию зданий ей установлен размер оклада <данные изъяты>., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районов Крайнего Севера (50%).

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истцу ФИО1 установлен размер оклада <данные изъяты>., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (15%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), надбавка на ночной характер работы в размере (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

На основании заключенного между инспекцией и ФИО1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО1 переведена на должность уборщика служебных помещений 1 разряда (0,5 ставки) отдела финансового и общего обеспечения ей установлен размер оклада <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (10%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС по <адрес> и истцом ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условий которого, истец ФИО1 была принята на работу в Межрайонную ИФНС по <адрес> на должность уборщика служебных помещений 1 разряда отдела обеспечения на 0,5 ставки, где должностной оклад установлен в размере <данные изъяты>., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (15%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

01.10.2013г. Межрайонной ИФНС по <адрес> с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , где установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., производится выплата повышающего коэффициента за выслугу лет (15%), персональный повышающий коэффициент к окладу (20%), выплата районного коэффициента к заработной плате в размере (30%), надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (50%).

      При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика том,

что ФИО3 <адрес> о том, что месячная заработная плата истца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки и с учетом оформления на 0,5 тарифной ставки должна быть не меньше <данные изъяты>, противоречит правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 72-КГ16-4 и от ДД.ММ.ГГГГ

N 51-Г16-10, по следующим основаниям.

    Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 8 августа 2016 г. N 72-КГ16-4 и в Определении от 19 сентября 2016года № 51-Г16-10, установлено, что согласно действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

При этом суд находит ссылку ответчика на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 августа 2016 г. N 72-КГ16-4 и в Определении от 19 сентября 2016года № 51-Г16-10, несостоятельной, ввиду того, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не являлся предметом возникших споров, при вынесении Верховным Судом Российской Федерации вышеуказанных определений.

      Кроме того, согласно обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2014года ( в редакции обзора судебной практики № 2 (2017года) утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017года, установлено, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ).

При этом к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.

              Также согласно позиции Конституционного Суда    Российской Федерации, изложенной в Определении № 1557-О-О    от 17.12.2009года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение её конституционных прав Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этих положений указанного Кодекса следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.08.2013 № 93-КГПР13-2, установлено, что действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В своем Определении Верховный Суд Российской Федерации, указал, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что заработная плата работника с учетом всех северной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда - противоречит нормам действующего трудового законодательства.

Кроме того, в соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

      В соответствии со ст.17, ст.18 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

      Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

      Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

        В соответствии со ст.130 ТК РФ, предусмотрены основные государственные гарантии по оплате труда работников, согласно которой, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.133.1ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Как видно из исследованного в судебном заседании Положения, финансирование расходов на содержание Межрайонной ИФНС по <адрес>, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете.

В соответствии со ст.10; ст.11 Федерального закона от 19.02.1993года № 4520-1

« О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с которым <адрес> отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего севера.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденного законом СССР от 07 мая 1960года, установлено, что размер выплачиваемых работнику надбавок, за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - составляет 50%.

Согласно п.7 Приложения к Постановлению Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964года № 380/П -18, установлено, что на территории ФИО3 <адрес>, утвержден районный коэффициент к заработной плате, в размере 1,30.

В соответствии со ст.313 ТК РФ, предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которых, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

          В соответствии со ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

            В соответствии со ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято.

    Согласно ст. 2 п.2; ст.3; ст.<адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории <адрес>», на территории <адрес>, к местности, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесен <адрес> и подчиненные его администрации населенные пункты.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что нормами Трудового Кодекса Российской Федерации ( ст.313; ст.315, ст. 316, ст.317) предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, согласно которых, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

              В силу ст. ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Согласно Федерального закона № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ    минимальный размер оплаты труда установлен в размере 6204руб. в месяц, а с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда составляет <данные изъяты> в месяц.

       Исходя из смысла вышеуказанных положений, работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и процентной надбавки, поэтому его заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.

      Исследовав в совокупности приведенные нормативные предписания, суд приходит к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации - является прямой обязанностью работодателя.

             Давая оценку доводам ФИО3, суд принимает во внимание то обстоятельство, что структурное подразделение Межрайонной ИФНС по <адрес>, где работает истец, находится на территории ФИО3 <адрес>, который относится к    местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

            С учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, минимальный размер оплаты труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ФИО3 <адрес> и полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), к каковым относится истец, с ДД.ММ.ГГГГ не должен быть меньше <данные изъяты>, а на 0,5 ставки должен быть не менее <данные изъяты>, при этом районный коэффициент и северные надбавки, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, должны начисляться на минимальный размер оплаты труда.

Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (ст. ст. 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.

Таким образом, право определения предмета иска принадлежит только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.

В части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В заявленных исковых требованиях ФИО3 <адрес> (в интересах ФИО1) просит суд взыскать с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в пользу истца ФИО1 недополученную заработную плату за октябрь - ноябрь 2016года в размере <данные изъяты>, в обоснование заявленных исковых требований ФИО3 <адрес> представлен суду расчет недополученной истцом ФИО1 заработной платы за октябрь-ноябрь 2016года в размере <данные изъяты>.

При этом, представленный суду истцом ФИО3 <адрес> расчет о размере невыплаченной истцу ФИО1 заработной платы, исчисленной из минимального размера оплаты труда за октябрь месяц 2016года и ноябрь месяц 2016года, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%, судом не может быть принят во внимание, по следующим основаниям.

Из представленного суду ФИО3 <адрес> расчета, следует, что за октябрь месяц 2016года, норма часов истца ФИО1 на 0,5 ставки составляет 75,6 часов, отработано истцом ФИО1 на 0,5 ставки 76часов, минимальный размер оплаты труда составил <данные изъяты>., начислено <данные изъяты>., где размер невыплаченной истцу ФИО1 заработной платы, исчисленной из минимального размера оплаты труда за октябрь месяц 2016года, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%. составил <данные изъяты>, что не согласуется с доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Так, из исследованной в судебном заседании расчетной ведомости, представленной суду ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, за октябрь месяц 2016года истцу ФИО1 начислена заработная плата в размере <данные изъяты>., что превышает размер заработной платы, исчисленной из минимального размера оплаты труда, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%, который должен составить согласно расчета ФИО3 <адрес> не менее <данные изъяты> ( <данные изъяты> (районный коэффициент) + 50% надбавка за стаж работы, в районе, приравненном к районам Крайнего Севера) = <данные изъяты>

    Размер начисленной заработной платы    истцу ФИО1 за октябрь месяц 2016года, согласно расчетной ведомости составил <данные изъяты>., что не согласуется с расчетом ФИО3 <адрес>, где размер начисленной заработной истцу ФИО1 за октябрь месяц 2016года составил <данные изъяты>.

    Кроме того, согласно расчетной ведомости, истцом ФИО1 за октябрь месяц 2016года отработано 104часа, в то время, как в    расчете ФИО3 <адрес>, указано, что истцом ФИО1 отработано за октябрь месяц 2016года – 76часов, что не соответствует расчетной ведомости.

     Из исследованного в судебном заседании списка перечисленной в Банк заработной платы, представленной    ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, установлено, что истцу ФИО1 за октябрь месяц 2016года была выплачена заработная плата в размере <данные изъяты>.

Также из исследованной в судебном заседании расчетной ведомости, представленной суду ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по <адрес>, за ноябрь месяц 2016года истцу ФИО1 начислена заработная плата в размере <данные изъяты>., что менее заработной платы,    исчисленной из минимального размера оплаты труда, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%, который должен составить согласно расчета ФИО3 <адрес>, не менее <данные изъяты> (районный коэффициент) + 50% надбавка за стаж работы, в районе, приравненном к районам Крайнего Севера) = <данные изъяты>.

Размер начисленной заработной платы    истцу ФИО1 за ноябрь месяц 2016года, согласно расчетной ведомости составил <данные изъяты>., что не согласуется с расчетом ФИО3 <адрес>, где размер начисленной заработной истцу ФИО1 за ноябрь месяц 2016года составил <данные изъяты>.

Из исследованного в судебном заседании списка перечисленной в Банк заработной платы, представленной суду ответчиком Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, установлено, что истцу ФИО1 за ноябрь месяц 2016года была выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В силу изложенного, заработная плата в размере <данные изъяты>. составляет размер выплаченной истцу ФИО1 заработной платы за ноябрь месяц 2016года, а не начисленной заработной платы за ноябрь месяц 2016года.

Таким образом, согласно механизма расчета, представленного ФИО3 <адрес>, размер невыплаченной истцу ФИО1 заработной платы, исчисленной из минимального размера оплаты труда за ноябрь месяц 2016года, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%. составит <данные изъяты>. ( <данные изъяты>

<данные изъяты> что и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца ФИО1

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что заработная плата истцу ФИО1 за ноябрь месяц 2016года, исчисленная из минимального размера оплаты труда с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50 % начислена ответчиком Межрайонной ИФНС России по <адрес>, не в полном объеме, поэтому суд, исследовав в совокупности все доказательства, по данному гражданскому делу, находит заявленные исковые требования ФИО3 <адрес> (в интересах ФИО1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу производить начисление ФИО1    заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% и районного коэффициента в размере 1,3., подлежащими удовлетворению.

При этом, в части заявленных исковых требований ФИО3 <адрес> (в интересах ФИО1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> недополученной заработной платы за октябрь - ноябрь 2016года в размере <данные изъяты>, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению и считает необходимым взыскать    с ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу истца ФИО1 недополученную    истцом ФИО1 заработную плату, исчисленную из минимального размера оплаты труда за ноябрь месяц 2016года, с учетом работы истца ФИО1 на 0,5 ставки, с начислением районного коэффициента в размере 1.3 и северной надбавки в размере 50%, в сумме    <данные изъяты>.

          В силу изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                  РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования ФИО3 <адрес> (в интересах ФИО1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> недополученной заработной платы за октябрь - ноябрь 2016года в размере <данные изъяты> и возложении обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу производить начисление ФИО1    заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% и районного коэффициента в размере 1,3.- удовлетворить частично.

           Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>    в пользу ФИО1 недополученную заработную плату за    ноябрь месяц 2016года в размере <данные изъяты>

Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу производить начисление ФИО1    заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% и районного коэффициента в размере 1,3. - в остальной части заявленных исковых требований - отказать.

             На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд    в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

             Председательствующий                                                                        А.<адрес>

2-207/2017 ~ М-212/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура в интересах Драган Галины Викторовны
Ответчики
МИФНС № 5 по Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Иванкина Анастасия Георгиевна
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
13.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2017Передача материалов судье
17.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2017Судебное заседание
29.08.2017Судебное заседание
29.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее