РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 22.06.2020 года
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ромадановой И.А.,
при секретаре Ненашевой Т.В.,
с участием представителя истца (по доверенности) Преображенского Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1442 /2020 по иску Курбанова Т.А. к Администрации г.о. Самары об установлении местоположения границ и площади земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Курбанов Т.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самары об установлении местоположения границ и площади земельного участка.
В исковом заявлении указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>. Основание приобретения права собственности на Земельный участок – договор купли-продажи земельного участка от 10.01.2007 г., свидетельство о государственной регистрации права № от 17.01.2007 г., о чём в ЕГРН 15.01.2007 г. сделана запись №.
Распоряжением Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара от 17.09.2019 г. № земельному участку присвоен адрес: Самарская область, г.о. Самара, <адрес>. Согласно уведомлению Росреестра от 24.09.2019 г. сведения об указанном адресе Земельного участка внесены в ЕГРН.
Согласно сведением ЕГРН земельный участок внесен в кадастр недвижимости, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Уточнение границ и площади Земельного участка ранее не производилось.
Для уточненияместоположения границ и площади Земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру Х, (№ регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность: №).
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером было установлено, что согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре земельный участок расположен на землях населенных пунктов в зоне Ж-1.
Определение местоположения границ и площади земельного участка осуществлялось из сведений плана границ на уточняемый земельный участок М 1:500, составленный ОКЭ № 20.05.1996 г., определявшего местоположение границ земельных участков № 2 и № 2а при образовании. При этом истец так же является собственником участка № 2А с кадастровым номером №:5. Участки №:7 и №:5 представляют собой единое домовладение, границ между участками нет.
Уточняемый земельный участок граничит с землями неразграниченной государственной собственности, с участком №:5, принадлежащим истцу с земельным участком №:1145, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и согласованы ранее. В ходе кадастровых работ границы земельного участка истца, смежные с границами соседнего земельного участка №:1145, состыкованы между собой и приняты по кадастру. В связи этим права и законные интересы собственников ЗУ №:1145 при уточнении границ ЗУ истца не затрагиваются. Границы соседнего участка с кадастровым номером №:2 установлены в соответствии с действующим законодательством, смежными по отношению к земельному участка истца не являются. Таким образом, права и интересы собственников земельного участка №:2 при уточнении границ земельного участка истца не затрагиваются.
В результате выезда на место кадастровым инженером было установлено, что границами земельных участков истца являются заборы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В ходе выезда на место, произведенных измерений, с учетом плана М 1:500, составленного ОКЭ № 20.05.1996 г. и фактических границ, существующих на местности более 15 лет, установлено, что площадь земельного участка составляет 630 кв.м. При этом в ЕГРН содержатся сведения о площади участка в размере 337 кв.м. Разница между площадью участка по сведениями ЕГРН (337 кв.м) и фактической площадью участка (630 кв.м) составляет 293 кв.м, и не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (300 кв.м). Таким образом, в соответствии пп. 32 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установленное расхождение в площади земельного участка является допустимым и не может являться отказом в осуществлении государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 20.03.2019 г. № Управление Росреестра по Самарской области приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету изменения основных характеристик в отношении земельного участка по причине того, что конфигурация земельного участка, основанная на плане от 20.05.1996 г. и соответствующая фактическим границам участка, отличается от плана, приложенного к справке Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 26.03.2000 г. №.
Установление местоположения границ земельного участка с конфигурацией согласно плану, приложенному к справке Горкомзема, не представляется возможным ввиду фактически сложившегося на протяжении более 15 лет порядка землепользования и нарушения прав смежных землепользователей.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утверждённым в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утверждённом проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При уточнении границ земельного участка кадастровым инженером использовался достоверный графический материал - План земельного участка от 20.05.1996 г., представленный Росреестром. Устанавливаемые границы соответствуют фактическим границам, права смежных землепользователей не нарушают. Спор по границам участка отсутствует. Разница между площадью, содержащейся в ЕГРН и площадью, установленной в результате выполнения кадастровых работ, не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом.
Межевой план содержит графический материал, а также сведения о характерных точках границы уточняемого ЗУ с координатами поворотных точек (X, Y), в системе координат МСК-6З.
Просит суд установить местоположение границ земельного участка площадью 630 кв.м, с кадастровым номером №:7, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Кировский внутригородской район, п. Зубчаниновка, 16-я Дачная ул., земельный участок 2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под садоводство, в координатах согласно межевому плану от 12.03.2019 г., подготовленного кадастровым инженером Шалагиной Т.Н. в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Ответчик по делу Администрация г.о. Самары предоставили отзыв, в котором указывают что истец обосновывает свои требования тем, что при обращении в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об уточнении местоположения границ спорного земельного участка, получил уведомление о приостановлении указанных действий в связи с тем, что сведения, установленные п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), необходимые для определения границ земельного участка, отсутствуют. Так как межевой план по содержанию не соответствует требованиям Федеральному закону № 218-ФЗ, а именно, межевой план подготовлен не на основании документов, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет.
Доказательств того, что при обращении в суд недостатки, послужившие основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, устранены, не представлено.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Данные положения Федерального закона № 218-ФЗ свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Таким образом, для того, чтобы земельный участок приобрел статус объекта недвижимого имущества, как объект права, необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Приказ № 921), утверждены формы и состав межевого план, согласно которому Межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков. Графическая часть межевого плана оформляется на основе сведений ЕГРН о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела «Исходные данные».
При подготовке графической части межевого плана при отсутствии в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определяющих местоположение границ земельного участка, информация о границах, существующих на местности 15 и более лет назад, может быть получена из планово-картографических материалов, документов по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований, материалов межевых дел из государственного фонда данных.
Как указано в заключение кадастрового инженера, в документе, подтверждающем право на земельный участок (договор купли-продажи от 10.01.2007 г.) отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка. Документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании также отсутствует. Графический материал на спорный земельный участок, согласно ответу Росреестра по Самарской области от 21.11.2018 г. №, был получен план границ на уточняемый земельный участок М 1:500 составленный ОКЭ № 20.05.1996 г.
Согласно графическому материалу приложенного к свидетельству 05.08.1996 г. площадь спорного земельного участка составляла 340,3 кв.м, (общая площадь земельного участка 398,5 кв.м).
То согласно плану 1996 года истцу изначально предоставлялся земельный участок меньшей площади, что подтверждается координатами X и Y указанных в плане.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационная система обеспечения градостроительной деятельности представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Департамент является уполномоченным органом по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) и предоставлению сведений из нее (в соответствие со статьей 28 Устава городского округа Самара).
По Карте правового зонирования земельный участок расположен в зоне Ж-1.Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД, земельный участок находиться в границах III пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения (утв. Постановлением правительства Самарской области от 14.07.2016 г. № 380) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61.
Земельный участок по плану 1996 года площадью 340,3 кв.м, (общая площадь земельного участка 398,5 кв.м) не располагается в красных линиях, вследствие чего, на данный момент действия истца можно расценивать как само захват.
Часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий ул. Юридическая.
Согласно постановления Администрации городского округа Самара от 22.09.2014 г. № 1441 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» ул. Юридическая является автомобильной дорогой местного значения.
Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со Схемой № 5 (Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 г. № 539.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, как установлено в п. 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Согласно п. 2 ч. 3, подп. «б» п. 1, п. 3 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
На основании части 11.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурнопланировочной организации территории и характера застройки.
Поскольку часть испрашиваемого земельного участка располагается на землях общего пользования за линией застройки (за красной линией), которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 г. № 88а-2923/2020 по делу № 2а-1113/2019).
В соответствии с п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно пункту 11.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. № 820, ширина улиц и дорог определяется по таблице 8 расчетным путем. При этом допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Таким образом, действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования части испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд.
На основании изложенного Администрация просит в удовлетворении заявленных требований Курбанова Т.А. об установлении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, в соответствии с представленным каталогом координат, отказать. Просят рассмотреть дело без их участия.
Привлеченные судом третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.ст. 11 и 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права, поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В силу ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Истцу на основании свидетельства о регистрации права от 15.01.2007 г. выданного на основании договора купли- продажи земельного участка от 10.01.2007 г., принадлежит земельный участок площадью 396,70 кв.м с кадастровым номером №:5, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, участок 2 А. (л.д.6).
Истцу на основании свидетельства о регистрации права от 15.01.2007 г. выданного на основании договора купли- продажи земельного участка от 10.01.2007 г., принадлежит земельный участок площадью 337 кв.м с кадастровым номером №:7, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, участок 2 ( л.д 75).
Два участка граничат друг с другом, покупались в один день.( л.д.29)
Суду предоставлен графический материал от 20.05.1996 года на участок №2а ( л.д.9).
Графический материал на участок № 2 в деле предоставлен в сведениях из характеристик объекта из Росреестра (л.д.78), площадью 337 кв.м.
В настоящем деле истец предлагает суду установить метаположения границ и площадь участка. Суд не может согласиться с доводами истца.
Во – первых, площадь земельного участка увеличивается с 337 кв.м. до 630 кв.м., оснований такого увеличения суд не усматривает, поскольку межевой план подготовлен не на основании документов, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет, на каком основании меняется конфигурация земельного участка истцом в суде на доказано.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Во-вторых, часть земельного участка с площадью 630 кв.м. располагается в красных линиях ( л.д.52). Земельный участок по плану 1996 года площадью 340,3 кв.м, (общая площадь земельного участка 398,5 кв.м) не располагается в красных линиях.
Суд не усматривает оснований для установлении местоположения границ земельного участка площадью 630 кв.м., с кадастровым номером №:7, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Кировский район, <адрес> участок №2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под садоводство, в координатах согласно межевому плану от 12.03.2019 год, подготовленного кадастровым инженером Х,
Суд полагает, что доводы ответчика обоснованы и заслуживают внимания, в исковых требованиях необходимо отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях Курбанова Т.А. к Администрации г.о. Самары об установлении местоположения границ земельного участка площадью 630 кв.м., с кадастровым номером №:7, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Кировский район, <адрес> участок №2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под садоводство, в координатах согласно межевому плану от 12.03.2019 год, подготовленного кадастровым инженером Х, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них. Подавать замечания на протокол судебного заседания на результаты аудиопротоколирования.
Председательствующий судья: И.А. Ромаданова
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2020 года.