Дело № 2-1114/2019
24RS0024-01-2019-000596-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нечепорчук ГЛ к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Нечепорчук Г.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работала у ответчика, при этом ответчик нарушал ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с апреля по август 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 27516,86 руб.
В судебном заседании истец Нечепорчук Г.Л. требования поддержала, по изложенным основаниям.
Представитель ответчика МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.
Третьи лица – Министерство образования, Министерство финансов Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года;11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, Нечепорчук Г.Л. принята на работу в МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» сторожем, ей установлен оклад, северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с апреля по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические, условия труда, исходя из следующего расчета:
За отработанные 156 часов в апреле 2018 года при норме 167 часов
9489:167х156=8063,98 рублей
Ночные согласно расчетным листкам составляют 35%, в апреле отработано 80 часов ночных.
9489:167=56,82 рубля (среднесуточные)
56,82х35%х80=1590,96
(1590,96+8063,98)х1,6=15447,90(должно быть начислено) -11121,80 (фактически начислено)=4326,10 рублей (недоплачено).
Аналогично расчет производится за следующий период
Май 2018 года отработано 160 часов при норме 159, ночных 82 часа, праздничных 16 часов.
11163:159=70,21 – среднесуточная плата
Ночные 70,21х35%х82=2015,02
Праздничные оплачиваются в двойном размере 70.21х2х16=2246,72 рубля
Сверхурочный час не подлежит оплате, поскольку уже оплачен как праздничный в двойном размере.
(11163+2246,72+2015,02)х1,6=24679,58-11188,67=13490,91 рубль
Июнь 2018 года
Отработано 168 часов при норме 159, 80 ночных часов, 16 праздничных
11163:159=70,21 – среднесуточные
Ночные 70,21х35%х80=1965,88
Праздничные 70,21х2х16=2246,72
Сверхурочные 168 часов отработано- 159 (норма) – 16 (праздничные)=0
(11163+1965,88+2246,72)х1,6=24600,96-11394,11=13206,85 рублей
Июль 2018 года 152 часа отработано при норме 176, 86 ночные
11163:176х152=9640,77
11163:176=63,42 – среднесуточные
Ночные 63,42х35%х86=1908,94
(9640,77+1908,94)х1,6=18479,53- 9640,77=8838,77
Август 2018 года
Отработано 152 часа при норме 184, ночные 86 часов
11163:184=60,67 – среднесуточные
11163:184х152=9221,61
Ночные 60,67х35%х86=1826,17
(9221,61+1826,17)х1,6=17676,45-9221,61=8454,84 рубля
Всего 48317 рубля 47 копеек.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии»в пользу Нечепорчук Г.Л. подлежит взысканию задолженность по заработной плате с апреля по август 2018 года в сумме 48317,47 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1650 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нечепорчук ГЛ к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» в пользу Нечепорчук ГЛ недоначисленную заработную плату за период с апреля по август 2018 года в размере 48317 рублей 47 копеек.
Взыскать с МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1650 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2019 года