Судья Шапошникова Е.А. Дело № 33-3119/2020 (2-1/2020)
УИД 22RS0030-01-2019-000231-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Алешко О.Б., Шипунова И.В.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Букреева С. Н. на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 02 марта 2020 года по делу по иску Букреева С. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Шипунова И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Букреев С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-Управление ПФР РФ в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обосновании исковых требований указал на то, что ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст.30 п.2 ч.1 ФЗ от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», так как достиг возраста <данные изъяты> и специальный стаж работы связанный с тяжелыми и вредными условиями труда составил более 7 лет.
Решением ГУ-УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ ему отказано в установлении пенсии. Ответчик мотивировал отказ в досрочном назначении пенсии по старости тем, что отсутствуют требуемые <данные изъяты> месяца специального стажа работы при достижении возраста <данные изъяты> на работах с тяжелыми условиями труда, как требует закон. Всего специального стажа засчитано <данные изъяты>. В стаж не засчитаны периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле) в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а всего <данные изъяты>. Указанный период не засчитан по той причине, что согласно карте *** специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГ на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной установлен 2 допустимый класс условий труда, что в соответствии со ст.14 Закона № 426 от 28.12.2013 не относится к вредным условиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, сведения работодателем в территориальный орган ПФР сданы без указания кода особых условий труда.
Истец с решением ГУ-УПФ РФ в Змеиногорском районе Алтайского края не согласен. В соответствии со Списком № 2 1956 года разделом ХХХ11 «Общие профессии» предусмотрены зольщики и кочегары производственных котельных и производственных печей. Списком № 2 1991 года ХХХ111 код 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце, в том числе занятые на удалении золы. Факт работы машинистом (кочегаром) по обслуживанию котлов, работающих на твердом топливе (угле) на котельной в <данные изъяты> подтверждается справкой *** от ДД.ММ.ГГ. Котел водогрейный КВР-0,6 работал на угле. Очистку котла от шлака и золы кочегары производили вручную. Отопительный сезон начинался в конце сентября и заканчивался в середине мая, то есть отопительный сезон длился <данные изъяты> каждый год. Работа котельной была круглосуточной, посменной. В течение всего периода истец работал полный рабочий день, оплата труда почасовая.
Условия и характер труда соответствуют критериям тяжести и вредности для включения этих периодов в специальный трудовой стаж. Полагает, что карту *** специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГ, на которую ссылается ответчик необходимо признать недействительной, поскольку документ не соответствует требованиям закона. В документе не указано какое рабочее место аттестовалось, не указаны члены комиссии, проводившие аттестацию, документ не подписан председателем комиссии, поэтому ссылка на вышеуказанную карту не обоснована. Кроме того, ответчик засчитал в льготный стаж периоды в этой же котельной, с этими же условиями труда в период до ДД.ММ.ГГ.
Истец просил признать решение ГУ-УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы истца в полном объёме периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а всего <данные изъяты> и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
Решением Курьинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Букреева С.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Букреев С.Н. просит об отмене решения суда, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства и поддерживая позицию о наличии необходимого специального стажа для назначения пенсии досрочно.
Указывает, что представил достаточные доказательства осуществления деятельности в тяжелых условиях труда, а именно работы кочегаром по обслуживанию котла, работающего на твердом топливе, в том числе занятого на удалении золы вручную. Работа осуществлялась полный день по графику, утвержденному руководством, посменно, круглосуточно.
Оценка условий труда, согласно которой установлен второй класс условий труда (допустимые условия) проведена с нарушением требований ФЗ № 426 от 28.12.2013. С результатами аттестации в обязательном порядке должен быть ознакомлен работник, который в случае несогласия имеет право их обжаловать, однако Букреева С.Н. с такими результатами не знакомили, в связи с чем истец не мог обжаловать эти результаты, на что суд внимания не обратил.
Председатель комиссии Раэ и член комиссии Смотриков, являющийся членом профсоюза, результаты обследования не подписывали. При допросе в качестве свидетелей указанные лица показали, что истец осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях, не смогли показать, использовались ли проводившим аттестацию специалистом какие-либо измерительные приборы, а значит соответствующие протоколы испытаний содержат недостоверные сведения.
Ходатайство истца о проведении экспертизы по оценке условий труда оставлено судом без рассмотрения, суд назначил экспертизу исключительно на предмет проверки правильности составления документов при проведении специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГ.
Обращение с заявлением о внесении исправлений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета является правом, а не обязанностью истца, поэтому суд необоснованно сослался на отсутствие факта такого обращения в качестве основания для отказа в иске.
Неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для отказа в назначении досрочной пенсии.
В возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) *** (вопрос ***), учитывая характер спора, мнение участников судопроизводства, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принимая обжалуемое решение, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил доказательства с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Букреев С.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, ДД.ММ.ГГ обратился в УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.74-76). На момент обращения возраст Букреева С.Н. составлял <данные изъяты> (л.д. 77-78).
Решением УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) № *** от ДД.ММ.ГГ. Букрееву С.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что у истца отсутствует специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда по Списку ***.
Истцу не зачтены в специальный стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) в <данные изъяты>» к качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле), так как по результатам протоколов и карты *** специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГ на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной установлен 2-й допустимый класс условий труда, что не относится к вредным условиям труда. Кроме того, сведения работодателем в территориальный орган ПФР сданы без указания кода особых условий труда. (л.д. 9-10).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с п. "б" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с позицией 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Согласно записям в трудовой книжке истца Букреев С.Н. ДД.ММ.ГГ принят в <данные изъяты> электриком 6 разряда на основании приказа *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.11-13).
Постановлением <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>» <адрес> <адрес>
Из справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной директором школы, следует, что Букреев С.Н. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал кочегаром котельной в <данные изъяты> Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом ***-лс от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом *** от ДД.ММ.ГГ принят на ставку кочегара на период отопительного сезона ДД.ММ.ГГ. Приказом ***-лс от ДД.ММ.ГГ уволен в связи с окончанием отопительного сезона ДД.ММ.ГГ (л.д.92-93).
Как видно из штатных расписаний за 2015-2019 <данные изъяты> в спорные периоды времени имелись должности кочегара (л.д.145-163).
Исходя из табелей учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГ (л.д.55-58,60-63 т.1); ДД.ММ.ГГ (л.д.47-53 т.2) ДД.ММ.ГГ (л.д.164-173 т.1); ДД.ММ.ГГ (л.д.174-182 т.1), ДД.ММ.ГГ (л.д.183-186 т.1), истец работал в должности кочегара посуточно и электриком с графиком работы в 4 часа.
Факт работы истца в школе в должности электрика подтверждается трудовым договором (л.д.188-189, 192-196 т.1), дополнительным соглашением *** к трудовому договору *** от ДД.ММ.ГГ, Букрееву С.Н. поручено выполнение обязанности кочегара (198-199 т.1)
В соответствии со справками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, Букреев С.Н. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал в качестве кочегара котельной на угле, в том числе занятым на удалении золы в МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа». В период исполнения обязанностей кочегара совмещал профессии с должностью электрика. В качестве кочегара котельной работал с графиком сутки через трое, находился на работе 24 часа с предоставлением перерыва для отдыха и питания продолжительностью 2 часа. Отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись (л.д.28,38 т.1).
Из справки директора школы от ДД.ММ.ГГ следует, что в котельной <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ используется водогрейный водотрубный котел КВр-0,2, с даты ввода в эксплуатацию по настоящее время котел не менялся (л.д.29 т.2).
Из справок, должностной инструкции кочегара котельной <данные изъяты>», копии паспорта котла марки КВр-0,2, инструкции по технике безопасности кочегара котельной, следует, что Букреев С.Н. обслуживал водогрейный котел, работающий на твердом топливе (угле) (л.д.200-202, 260-263 т.1).
Исходя из пункта 2 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно статье 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе; контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (до 1 января 2017 г. - установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до установления на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьи 428 Налогового кодекса и статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом в Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Верно истолковав указанные нормы материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела, суд пришел к верному выводу о том, что при несоответствии класса условий труда на рабочем месте истца вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, а также при отсутствии уплаты работодателем страховых взносов с учетом дополнительного тарифа, иск Букреева С.Н. не может быть удовлетворен.
В материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГ, выданная <данные изъяты>», уточняющая характер работы истца, согласно которой доплата ему за работу в особых условиях труда не производилась, производилась доплата <данные изъяты> за работу в ночное время (л.д.28 т.2).
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГ рабочее место машиниста (кочегара) котельной <данные изъяты> было аттестовано.
По результатам аттестации, отраженной в карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГ ***, установлен итоговый класс условий труда с учетом факторов производственной среды и трудового процесса - 2 (допустимый) в связи с отсутствием фактических значений идентифицированных производственных факторов (химический фактор, аэрозоли преимущественного фиброгенного действия, параметры микроклимата, световой среды, тяжесть трудового процесса) над их нормативами, в строке 040 карты "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте" право на досрочное назначение трудовой пенсии не установлено (л.д.45-46).
Материалы дела содержат протоколы измерений (оценки) факторов, сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда (л.д.47-53,60 т.1).
С ДД.ММ.ГГ отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Как верно указано судом, из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Суд первой инстанции установил, что работодателем, выборным органом первичной профсоюзной организации, либо истцом результаты оценки не обжаловались.
Доводы о том, что истец не был ознакомлен с результатами оценки условий труда, об их несоответствии действительности, а также ссылки на допущенные процедурные нарушения (председатель комиссии ФИО1 и член комиссии ФИО2, являющийся членом профсоюза, результаты обследования не подписывали), сами по себе не умаляют значимости указанных доказательств, подтверждающих с достаточностью и достоверностью условия, в которых работал истец, в том числе, исходя из наличия протоколов соответствующих измерений. Показания указанных лиц как свидетелей не могут быть признаны достаточными доказательствами, подтверждающими нарушения при проведении специальной оценки условий труда, результаты которой письменно зафиксированы и удостоверены подписью компетентного лица, осуществлявшего такую оценку.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГ *** специальная оценка условий труда на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной <данные изъяты>» <адрес> Алтайского края (карта специальной оценки условий труда ***) проведена качественно, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от ДД.ММ.ГГ.
Из выводов экспертов следует, что специальная оценка условий труда проводилась Обществом с ограниченной ответственностью «Центр содействия занятости и безопасности труда», регистрационный номер *** в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, дата внесения в реестр – ДД.ММ.ГГ, срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории – ДД.ММ.ГГ.
На рабочем месте проводилось исследование и измерение потенциально вредных производственных факторов: химический фактор, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, параметров световой среды, микроклимата, оценка показателей тяжести трудового процесса. При анализе протоколов результатов измерений и оценки параметров микроклимата № 1/13-М, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия №2/13-П, параметров световой среды № 3/13-О, химического фактора № 4/13, оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса № 5-13-Т установлено, что примененные в ходе проведения специальной оценки условий труда методики исследований и измерений соответствуют определенным на рабочем месте вредным и (или) опасным факторам производственной сред░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 30 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░░ 030 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 040 «░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░.░.3-7 ░.2).
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ 12.08.2014 ░ №549 ░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░-0,6, ░░░░░░ ░░░-0,2 ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 56 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. N 426-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. N 426-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (2 ░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: