У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0024-01-2022-000453-07
Судья Трубачева И.Г.
Дело № 33а-3539/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 13
сентября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года по делу № 2а-1-270/2022,
по которому постановлено:
административные исковые
требования Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
удовлетворить.
Признать бездействие
Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований
санитарного законодательства обеспечении питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения жителей с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области
незаконным.
Обязать
Муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области в срок до 25 мая 2024 года обеспечить в соответствии
с санитарным законодательством бесперебойное водоснабжение жителей
с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области по улице ***, начиная с
дома *** вверх по улице к дороге Ульяновск -Ундоры, до дома ***, а так же по
улице *** от дома № ***, в количестве достаточном для удовлетворения
физиологических и бытовых потребностей.
Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области - Новичковой Т.Б.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Крыгиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к
Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о
признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению
водоснабжением жителей с.Полдомасово.
В обоснование иска
указало, по результатам рассмотрения обращения граждан установлено, что в
с.Полдомасово отсутствует бесперебойное водоснабжение жителей.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Симбирский мясной
двор», Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить. В обоснование жалобы указывает, что администрацией района
предприняты все меры по организации решения вопроса водоснабжения населения в
с.Полдомасово питьевой водой. Начато строительство водопровода в с.Полдомасово.
В возражениях на
апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области просит решение
суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
кроме представителя администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области и
представителя Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
Судом установлено,
что в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской
области в Ульяновском районе поступило коллективное обращение граждан по
вопросу отсутствия питьевого водоснабжения жителей с.Полдомасово Ульяновского
района Ульяновской области.
По результатам
рассмотрения данного обращения проводилась проверка, в ходе которой
установлено, что в с.Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области по ***
отсутствуют водоразборные колонки; по *** вверх по улице к дороге
Ульяновск-Ундоры, *** отсутствует водопровод.
В с.Полдомасово по
улице Труда, рядом с домом 19 установлена водонапорная башня, физический износ
которой составляет более 70%, имеет
следы ржавчины, в башни установлен водопроводный кран, из которого жители села
набирают воду для собственных хозяйственно-бытовых нужд.
Более 19 домов
с.Полдомасово по улицам *** не обеспечены питьевым водоснабжением.
Согласно ст.11 Федерального закона от
30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические
лица (к каковым относится администрация муниципального образования Ульяновский
район), в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по решению вопросов
местного значения обязаны: выполнять требования санитарного законодательства;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых
услуг, в том числе путем содержания имущества в исправном и безопасном
состоянии.
В соответствии со
ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя
содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или
договором.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от
07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их
отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению
безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от
угроз техногенного, природного характера и террористических актов,
предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со
ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 3-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия,
направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения,
проводятся заблаговременно.
Согласно п.10 ст.1
Водного кодекса Российской Федерации
водоснабжение определено как подача поверхностных или подземных вод
водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми
показателями качества воды в водных объектах.
В соответствии с
преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен
на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного
из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья
и благоприятную окружающую среду.
В силу ст.27 Водного
кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в
отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных
образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными
объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и
ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление
ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и
взимания этой платы.
К полномочиям
органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в
области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч.1
ст.27 Водного кодекса Российской Федерации, относится установление правил
использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях
муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Исходя из смысла ч.4
ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения муниципальных
районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
ч.2 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы
местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и
полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных
территориях.
Согласно п. 28. ч.1
ст.15 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного
значения муниципального района является осуществление в пределах, установленных
водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных
объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования
для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к
водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу ст.6.1 Устава
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области органы местного самоуправления Ульяновского
района на территориях поселений, входящих в состав Ульяновского района, решают
вопросы местного значения, в том числе,
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий,
установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
п.п. 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях
решения вопросов местного значения органы местного самоуправления
муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и
водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и
водоотведении».
Согласно п. 1 ч. 1, ч.
1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального
района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер
по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае
невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае
отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч.2 ст.23
Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для
организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение,
питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Удовлетворяя исковые требования Управления
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека, суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о
том, что администрация
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области
ненадлежащим образом исполняет обязанности по организации водоснабжения
населения с. Полдомасово и возложил ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░
░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░. ░ 2014 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░»
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░
░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15.09.2022.