Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-299/2020 от 17.01.2020

Судья Волкова Н.А. Дело № 33а-299/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

19 февраля 2020 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.

судей Циркуновой О.М. и Георгиновой Н.А.

при секретаре Шамарине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1-781/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Тониной ФИО9 о взыскании транспортного налога и пени,

по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области
Смородиновой Н.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 ноября 2019 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав объяснения представителя административного истца - инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России № 4 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тониной О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Тониной О.А. на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <...> государственный регистрационный знак рус, мощностью <...> л.с., в связи с чем она является плательщиком транспортного налога.

ФИО1 был начислен транспортный налог в размере <...> руб., в ее адрес было направлено уведомление об уплате налога за 2015 год до <дата>

Поскольку административным истцом транспортный налог за 2015 год уплачен не был, налоговым органом в адрес Тониной О.А. заказным почтовым отправлением было направлено требование по состоянию на
<дата> об уплате транспортного налога в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., в срок до <дата>

Ввиду того, что в добровольном порядке имеющаяся задолженность административным ответчиком уплачена не была, МРИ ФНС России № 4 по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Тониной О.А. вышеуказанного налога и пени.

Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Мценска и Мценского района Орловской области 19 апреля 2019г. судебный приказ о взыскании с Тониной О.А. транспортного налога от 25 марта 2019 г. отменен на основании поступивших возражений должника.

Учитывая изложенное, административный истец просил суд взыскать с Тониной О.А. транспортный налог за 2015 год в размере <...> руб. и пени по транспортному налогу в размере <...> руб., а всего – <...> руб.

Определением суда от 28 октября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по г. Москве (далее - ИФНС России № 18 по г. Москве).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник МРИ ФНС России № 4 по Орловской области Смородинова Н.И. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.

Указывает на то, что согласно ответам почты, имеющимся в материалах дела, подтверждения того, что налоговое уведомление от
8 сентября и требование по состоянию на <дата> были получены не Тониной О.А., а не иным лицом, отсутствуют.

Утверждает, что Тонина О.А. имела возможность получить налоговое уведомление от 8 сентября и требование по состоянию на <дата> по адресу: <адрес>,
<адрес>.

Ссылается на то, что учитывая тот факт, что налоговые требования и уведомления направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации Тониной О.А., тот факт, что она зарегистрирована по другому адресу и корреспонденцию не получала, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В соответствии со статьями 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

На основании абзаца 1 пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортных средств перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

Согласно пункту 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения транспортных средств признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, исчисление транспортного налога физическому лицу-владельцу транспортного средства осуществляется в налоговом органе, соответствующим месту регистрации транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 24.1 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации или в свидетельстве о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

При регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки, производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (пункт 41 Приказа).

Аналогичные положения содержатся в пункте 11 Приказа МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России».

Согласно пункту 55 Приказа МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним» изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что при изменении места жительства собственник транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные документы.

Как следует из материалов дела, Тонина О.А. с <дата> является собственником автомобиля <...>, государственный регистрационный знак рус, мощностью 82 л.с., в связи с чем, является плательщиком транспортного налога.

ИФНС России № 18 по г.Москве Тониной О.А. был начислен транспортный налог на указанное транспортное средство за 2015 год в размере <...> руб.

<дата> в адрес налогоплательщика по адресу: <адрес> было направлено налоговое уведомление от <дата> с расчетом суммы налога и предложено уплатить данный налог в срок до <дата>

Поскольку вышеуказанное уведомление Тониной О.А. исполнено не было, <дата> ей было направлено требование по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога за 2015 год в размере <...> руб. и пени за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб. со сроком уплаты до <дата> по тому же адресу.

Требование административным ответчиком исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> <дата> судебный приказ о взыскании с Тониной О.А. транспортного налога от <дата> отменен по заявлению последней.

В связи с чем, административный истец обратился суд с настоящим иском.

Вместе с тем, как установлено судом, в период с <дата> по
<дата> Тонина О.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из ее паспорта.

<дата> в связи с изменением места жительства, Тонина О.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> до <дата>, регистрация места пребывания по данному адресу по <дата> и с указанной даты зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается сообщением Отделения по вопросам миграции МО МВД России «<адрес>» от <дата> , объяснениями ФИО1, и сведениями, содержащимися в информационном ресурсе ИФНС № 18 по г. Москве, поступившим в рамках электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

В связи со сменой Тониной О.А. места жительства, карточка расчетов с бюджетом по транспортному налогу в отношении налогоплательщика <дата> передана в МРИ ФНС № 4 по Орловской области из ИФНС № 18 по
г. Москве.

В связи с изменением Тониной О.А. в апреле 2014 года места жительства, <дата> внесены изменения в регистрационные документы, принадлежащего ей транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак рус, а именно, транспортное средство перерегистрировано по новому адресу регистрации Тониной О.А.: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается сведениями, полученными из ОГИБДД МО МВД Россий «<адрес>» и отметкой в паспорте транспортного средства <адрес>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно пункту 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме (в том числе сведений органов ГИБДД МВД России об автотранспортных средствах и об их владельцах, указанных в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации определяется соглашением взаимодействующих сторон.

При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами, посредством реализации своих полномочий, предусмотренных Соглашением МВД России и ФНС России «О взаимодействии между МВД России и ФНС России», утвержденным Приказом от 13 октября 2010 г. МВД России - № 1/8656, ФНС России – № ММВ-27-4/11, согласно которому порядок представления Сведений в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, утверждаемом уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами МВД России и ФНС России.

Согласно сведениям, содержащимся в информационном ресурсе ИФНС № 18 по г. Москве, поступившим в рамках электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов ГИБДД следует, что на дату формирования налогового уведомления от <дата> и отправки его в адрес административного ответчика налоговая инспекция уже располагала сведениями о регистрации
<дата> транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак рус, принадлежащего Тониной О.А. по новому адресу.

Таким образом, судом при рассмотрении дела было установлено, что при направлении в адрес Тониной О.А. уведомления об уплате налогов, налоговым органом были нарушены требования налогового законодательства, в связи с чем, налогоплательщик был лишен возможности своевременно получить корреспонденцию и исполнить обязанность по уплате налоговых платежей.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление транспортного налога произведено не правомерно, поскольку ИФНС России № 18 по г. Москве располагала сведениями о перерегистрации транспортного средства на территории, подведомственной иному налоговому органу, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы о том, что Тонина О.А. имела возможность получить налоговое уведомление и требование по адресу: <адрес>,
<адрес>, является несостоятельным, поскольку судом бесспорно установлено, что административный ответчик не была зарегистрирована и не проживала по указанному адресу с 2014 года.

Ссылка в жалобе на то, что налоговым органом была соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, является несостоятельной, поскольку на дату формирования налогового уведомления и отправления его в адрес административного ответчика, налоговая инспекция уже располагала сведениями о регистрации <дата> транспортного средства, принадлежащего Тониной О.А. по адресу, отличному от того, куда направлялось налоговое уведомление.

Обстоятельства рассматриваемого административного дела правильно определены судом первой инстанции.

Апелляционная жалоба направлена, по сути, на иную правовую оценку изложенных в обжалуемом решении выводов и не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности этого решения.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 18 ноября 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области Смородиновой Н.И. без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Волкова Н.А. Дело № 33а-299/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

19 февраля 2020 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.

судей Циркуновой О.М. и Георгиновой Н.А.

при секретаре Шамарине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1-781/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Тониной ФИО9 о взыскании транспортного налога и пени,

по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области
Смородиновой Н.И. на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 ноября 2019 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав объяснения представителя административного истца - инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России № 4 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тониной О.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Тониной О.А. на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <...> государственный регистрационный знак рус, мощностью <...> л.с., в связи с чем она является плательщиком транспортного налога.

ФИО1 был начислен транспортный налог в размере <...> руб., в ее адрес было направлено уведомление об уплате налога за 2015 год до <дата>

Поскольку административным истцом транспортный налог за 2015 год уплачен не был, налоговым органом в адрес Тониной О.А. заказным почтовым отправлением было направлено требование по состоянию на
<дата> об уплате транспортного налога в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., в срок до <дата>

Ввиду того, что в добровольном порядке имеющаяся задолженность административным ответчиком уплачена не была, МРИ ФНС России № 4 по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Тониной О.А. вышеуказанного налога и пени.

Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Мценска и Мценского района Орловской области 19 апреля 2019г. судебный приказ о взыскании с Тониной О.А. транспортного налога от 25 марта 2019 г. отменен на основании поступивших возражений должника.

Учитывая изложенное, административный истец просил суд взыскать с Тониной О.А. транспортный налог за 2015 год в размере <...> руб. и пени по транспортному налогу в размере <...> руб., а всего – <...> руб.

Определением суда от 28 октября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по г. Москве (далее - ИФНС России № 18 по г. Москве).

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник МРИ ФНС России № 4 по Орловской области Смородинова Н.И. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.

Указывает на то, что согласно ответам почты, имеющимся в материалах дела, подтверждения того, что налоговое уведомление от
8 сентября и требование по состоянию на <дата> были получены не Тониной О.А., а не иным лицом, отсутствуют.

Утверждает, что Тонина О.А. имела возможность получить налоговое уведомление от 8 сентября и требование по состоянию на <дата> по адресу: <адрес>,
<адрес>.

Ссылается на то, что учитывая тот факт, что налоговые требования и уведомления направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации Тониной О.А., тот факт, что она зарегистрирована по другому адресу и корреспонденцию не получала, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В соответствии со статьями 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

На основании абзаца 1 пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортных средств перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

Согласно пункту 5 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения транспортных средств признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, исчисление транспортного налога физическому лицу-владельцу транспортного средства осуществляется в налоговом органе, соответствующим месту регистрации транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 24.1 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации или в свидетельстве о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

При регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки, производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (пункт 41 Приказа).

Аналогичные положения содержатся в пункте 11 Приказа МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России».

Согласно пункту 55 Приказа МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним» изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что при изменении места жительства собственник транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные документы.

Как следует из материалов дела, Тонина О.А. с <дата> является собственником автомобиля <...>, государственный регистрационный знак рус, мощностью 82 л.с., в связи с чем, является плательщиком транспортного налога.

ИФНС России № 18 по г.Москве Тониной О.А. был начислен транспортный налог на указанное транспортное средство за 2015 год в размере <...> руб.

<дата> в адрес налогоплательщика по адресу: <адрес> было направлено налоговое уведомление от <дата> с расчетом суммы налога и предложено уплатить данный налог в срок до <дата>

Поскольку вышеуказанное уведомление Тониной О.А. исполнено не было, <дата> ей было направлено требование по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога за 2015 год в размере <...> руб. и пени за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб. со сроком уплаты до <дата> по тому же адресу.

Требование административным ответчиком исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> и <адрес> <дата> судебный приказ о взыскании с Тониной О.А. транспортного налога от <дата> отменен по заявлению последней.

В связи с чем, административный истец обратился суд с настоящим иском.

Вместе с тем, как установлено судом, в период с <дата> по
<дата> Тонина О.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из ее паспорта.

<дата> в связи с изменением места жительства, Тонина О.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> до <дата>, регистрация места пребывания по данному адресу по <дата> и с указанной даты зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается сообщением Отделения по вопросам миграции МО МВД России «<адрес>» от <дата> , объяснениями ФИО1, и сведениями, содержащимися в информационном ресурсе ИФНС № 18 по г. Москве, поступившим в рамках электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

В связи со сменой Тониной О.А. места жительства, карточка расчетов с бюджетом по транспортному налогу в отношении налогоплательщика <дата> передана в МРИ ФНС № 4 по Орловской области из ИФНС № 18 по
г. Москве.

В связи с изменением Тониной О.А. в апреле 2014 года места жительства, <дата> внесены изменения в регистрационные документы, принадлежащего ей транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак рус, а именно, транспортное средство перерегистрировано по новому адресу регистрации Тониной О.А.: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается сведениями, полученными из ОГИБДД МО МВД Россий «<адрес>» и отметкой в паспорте транспортного средства <адрес>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно пункту 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме (в том числе сведений органов ГИБДД МВД России об автотранспортных средствах и об их владельцах, указанных в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации определяется соглашением взаимодействующих сторон.

При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами, посредством реализации своих полномочий, предусмотренных Соглашением МВД России и ФНС России «О взаимодействии между МВД России и ФНС России», утвержденным Приказом от 13 октября 2010 г. МВД России - № 1/8656, ФНС России – № ММВ-27-4/11, согласно которому порядок представления Сведений в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, утверждаемом уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами МВД России и ФНС России.

Согласно сведениям, содержащимся в информационном ресурсе ИФНС № 18 по г. Москве, поступившим в рамках электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов ГИБДД следует, что на дату формирования налогового уведомления от <дата> и отправки его в адрес административного ответчика налоговая инспекция уже располагала сведениями о регистрации
<дата> транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак рус, принадлежащего Тониной О.А. по новому адресу.

Таким образом, судом при рассмотрении дела было установлено, что при направлении в адрес Тониной О.А. уведомления об уплате налогов, налоговым органом были нарушены требования налогового законодательства, в связи с чем, налогоплательщик был лишен возможности своевременно получить корреспонденцию и исполнить обязанность по уплате налоговых платежей.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление транспортного налога произведено не правомерно, поскольку ИФНС России № 18 по г. Москве располагала сведениями о перерегистрации транспортного средства на территории, подведомственной иному налоговому органу, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы о том, что Тонина О.А. имела возможность получить налоговое уведомление и требование по адресу: <адрес>,
<адрес>, является несостоятельным, поскольку судом бесспорно установлено, что административный ответчик не была зарегистрирована и не проживала по указанному адресу с 2014 года.

Ссылка в жалобе на то, что налоговым органом была соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, является несостоятельной, поскольку на дату формирования налогового уведомления и отправления его в адрес административного ответчика, налоговая инспекция уже располагала сведениями о регистрации <дата> транспортного средства, принадлежащего Тониной О.А. по адресу, отличному от того, куда направлялось налоговое уведомление.

Обстоятельства рассматриваемого административного дела правильно определены судом первой инстанции.

Апелляционная жалоба направлена, по сути, на иную правовую оценку изложенных в обжалуемом решении выводов и не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности этого решения.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 18 ноября 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области Смородиновой Н.И. без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-299/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МРИ ФНС №4 по Орловской области
Ответчики
Тонина Ольга Александровна
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.01.2020Передача дела судье
06.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее