Дело № 2-2408/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2020 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре В.О. Конновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Николая Петровича к ИП Князькину Александру Аркадьевичу, Департаменту министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности поставить дрова по утвержденным тарифам, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ковалев Н.П. обратился в суд с иском к ИП Князькину Александру Аркадьевичу, Департаменту министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности поставить дрова по утвержденным тарифам, взыскании убытков, компенсации морального вреда, указав, что Истец является инвалидом <данные изъяты> и ветераном труда и проживает в доме с печным отоплением.
Истцу, как лицу имеющему право на льготы, поставлялись дрова за период, с 2016 по 2020 год.
Однако, дрова поставлялись в нарушение ГОСТа 3243-88 «Дрова. Технические условия», распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива. Распиловку и укладку дров истцу никто не производил.
Кроме того, дрова поставлялись сырыми и в объеме меньшем, чем это предусмотрено законом и по завышенной цене.
Истец обратился с жалобой на нарушение закона, но ему предпринимателем были возвращены деньги — переплата за повышенный тариф и то, только за один год.
Истец обратился с претензией к ответчикам об устранении нарушений закона, но получил отказ.
Полагает, что ответчики обязаны возместить расходы истцу по укладке и колке дров, а так же предоставить истцу дрова по ценам в соответствии с тарифом и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей по следующим основаниям.
Согласно технического паспорта №52 по состоянию на 1994 год в доме уже имелась баня, которая располагалась отдельно от основного дома.
Истец полагает, что расчет поставляемых дров должен производиться нет только по количеству метров основного жилого дома, но и с учетом наличия бани, так как истец проживает в домовладении.
Понятие «домовладение» содержится в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
В соответствии с приложением № 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Согласно письму Минэкономразвития России от 09.03.2016 № ОГ-Д23-3023 «О предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом; о разъяснении понятия «домовладение»» домовладение следует рассматривать как комплекс, включающий в себя земельный участок, предоставленный для размещения и эксплуатации жилого дома, жилой дом и обслуживающие его вспомогательные строения.
В Гражданском кодексе РФ и иных федеральных законах РФ данное понятие отсутствует.
На основании приведенного понятия «домовладение» земельный участок, на котором находится жилой дом и другие постройки, относится к домовладению.
Вместе с тем понятие «домовладение» в вышеуказанных правилах дано для целей регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг.
Также понятие «домовладение» рассматривается в разрезе возможности регистрации прав на него, свободно отчуждать от одного лица к другому как единый объект.
Для этого потребуется определить, к какой категории объектов недвижимости относится домовладение.
В Гражданском кодексе РФ появился новый вид объекта недвижимости - единый недвижимый комплекс, введенный в часть первую Гражданского кодекса РФ Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Сравнив понятие «единый недвижимый комплекс» и «домовладение», можно отметить их тождественность в том, что это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений, и они могут быть расположены на одном земельном участке.
Таким образом, домовладение можно отнести к данному виду недвижимости -единый недвижимый комплекс.
Так как баня входит в домовладение, то и расчет поставки дров должен производиться с учетом наличия бани.
Данные понятия определены для расчета именно коммунальных услуг, к которым относится поставка дров.
Соответственно, поставка дров на отопление бань предусмотрено федеральным законодательством.
При этом следует обратить внимание на то, что баня является необходимым объектом, которым пользуется истец для санитарных нужд, а потому топка бани является необходимой жизненной потребностью для инвалида, которому необходимо мыться.
Таким образом, размер выделяемых дров должен включать в себя и затраты на отопление бани.
Эти же обстоятельства подтверждаются наличием Закона Ульяновской области №140-ЗО от 03.10.2007 года «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины», где в ст.2 указано, что устанавливаются нормативы заготовки древесины для собственных нужд для отопления жилых домов - 20 кубов, для отопления строений, не являющимися жилыми - 10 кубометров ежегодно.
Согласно приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 18.04.2017 года №06-43 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отношению в жилых помещениях на территории Ульяновской области» по Старомайнскому району Ульяновской области р.п. Старая Майна для жилых домов с деревянными стенами постройки до 1999 года определены 0.0329 Гкал на кв.метр.
Это значит, что для отопления дома истца площадью 36.3 кв.метра необходимо 0.329* 36.3 = 11.9427 кубометров, а не 10, как указывает ответчик.
Таким образом, ответчиком расчет размера на жилой дом определен не верно и поставка дров на жилой дом должна составлять не 10, а 20 кубометров.
С учетом бани, поставка должна осуществляться из расчета 30 кубометров (20 -жилой дом, и 10- баня) на домовладение истца.
За 2016 год истцу было поставлено 10 куб.метров дров, - недопоставка 20 куб.метров, За 2017 год - 10 куб.метров дров- недопоставка 20 куб.метров дров., за 2018 год - 5 куб.метров дров-, недопоставка 25 куб.метров дров, за 2019 год - 10 куб. метров дров, - недопоставка 20 куб.метров дров, итого, недопоставка составляет 85 кубов.
Кроме того, дрова поставлялись с нарушением требований ГОСТа 3243-88 «Дрова. Технические условия», распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива.
Доказательством этого является то, что истец доплачивал ежегодно за погрузку, распиловку на тюльки, а так же за колку дров.
В 2019 году после проверки органами прокуратуры, ответчик вернул стоимость погрузки дров истцу, но за другие года денежные средства не возвращены.
Следовательно, истцу должны быть компенсированы расходы на погрузку дров за 2016, 2017, 2018 год, исходя из стоимости, которая указана з квитанции - 750 рублей за 5 кубов. Таким образом, за погрузку убытки истца составили: 2016 год -750*2 =1 500 рублей за 10 кубов, 2017 год - 750*2= 1 500 рулей за 10 кубов, 2018 год - 750 рублей за 5 кубов, 2019 год - возвращены. Итого, за погрузку убытки составили: 3 750 рублей.
Распиловка так же производилась за деньги, которые должны быть компенсированы истцу.
При этом, выдавались квитанции об оплате за 2018 год в сумме 2000 рублей за 5 кубов, и 2 475 рублей за 5 кубов за 2019 год. Следовательно, убытки по распиловке истца составили: 2016 год - 2000 * 2 = 4 000 рублей за 10 кубов, 2017 год - 2000 * 2 = 4 000 рублей за 10 кубов, 2018 год - 2000 рублей за 5 кубов, 2019 год - 2 475*2 = 4 950 рублей за 10 кубов. Итого, за распиловку убытки составили 14 950 рублей.
Колка дров осуществлялась так же за деньги. В 2019 году с истца взяли 495 рублей за 1 куб за колку дров. Следовательно, убытки по колке истца составили: 2016 год-495 * 10 = 4 950 рублей за 10 кубов, 2017 год - 495 * 10 = 4 950 рублей за 10 кубов, 2018 год - 495*5= 2 475 рублей за 5 кубов, 2019 год - 495 * 10 = 4 950 рублей за 10 кубов. Итого, за колку убытки составили 19 800 рублей.
Истец является <данные изъяты> и ему необходима укладка дров.
За укладку дров истец не платил предпринимателям, а нанимал отдельных людей, без квитанции.
Средняя стоимость укладки дров составляет: 800 рублей за куб. Следовательно, убытки по укладке истца составили: 2016 год - 800 * 10 = 8 000 рублей за 10 кубов, 2017 год - 800 * 10 = 8 000 рублей за 10 кубов, 2018 год - 800 * 5 = 4 000 рублей за 5 кубов, 2019 год - 800 * 10= 8 000 рублей за 10 кубов. Итого, за укладку убытки составили 28 000 рублей. Общий размер убытков составил: 3750 + 14950 + 19800+28000 = 66500 рублей.
Расходы на расколку дров и их укладку должны быть компенсированы истцу, так как истец понес эти расходы и по другому использовать дрова не мог поскольку, приобретая дрова в не распиленном и не расколотом виде, истец в полном объеме не получал меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.
Просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке: убытки на погрузку, распиловку, колку и укладку дров - 66 500 рублей, обязать поставить истцу 85 куб.метров дров по утвержденным тарифам, Взыскать компенсацию морального вреда - 100000 рублей, штраф в размере 50% от удовлетворенных требований.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представители истца исковые требования в судебном заседании поддержали, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что истец является потребителем коммунальных услуг. При этом, не играет никакого значения, кто эту услугу оказал. Следовательно, на данные правоотношения применяется закона РФ «О защите прав потребителей» В данном случае, услуга оказана Князькиным А.А., который оказывал ее как частный предприниматель, имея определенный правовой статус. Тот факт, что с данным предпринимателем не был заключен специальный договор на поставку дров с администрацией, так же не имеет никакого правового значения, так как сам Князькин А.А. указывал на то, что его попросили с администрации района поставить дрова, по указанной цене, а это значит, что он был поставлен потребителем об условиях поставки товара, на которые распространяются определенные требования законодательства. Истцу должны быть доставлены дрова в том виде, в котором он сразу сможет ими пользоваться, то есть колотыми. Тот факт, что дрова были приняты, - не означает, что товар был надлежащего качества, так как потребитель не обладает специальными познаниями. Расчет затрат должен производиться по суммам, которые представил истец, так как при отсутствии платежных документов на затраты следует исходить из того, что эти работы выполнил сам истец или иные лица по его поручению, а потому затраты могут быть рассчитаны, исходя из среднерыночных цен на подобные услуги в данном регионе.
Ответчик Князькин А.А. в судебном заседании не присутствовал, ранее исковые требования не признавал, суду пояснил, что в настоящее время индивидуальным предпринимателем не является, между ним и Администрацией Старомайнского района Ульяновской области, администрацией поселения не заключались контракты, обязывающие его поставлять дрова жителям района. Он арендовал делянку в лесу и занимался деревообработкой, при этом у него оставалась древесина, которую ему некуда было использовать, он ее продавал на дрова, при этом, ему поступали звонки из администрации сельского поселения с просьбой поставить дрова Ковалеву Н.П., что он и делал. Но за распиловку и доставку дров он включал плату, поскольку он нанимал людей для этого, тратил электроэнергию на распиловку и бензин на доставку. При поставке дров истцу все переговоры велись с его дочерью, она оформила заявления об отсутствии претензий с ее стороны по качеству дров. Дрова были надлежащего качества, не смотря на отсутствие у него промышленной сушилки, они хранились под навесом длительное время и влага излишняя из них вышла. Кроме того, идентичные исковые требования уже являлись предметом рассмотрения Чердаклинским районным судом ульяновской области в рамках дела по иску Ковалева Н.П. к иным ответчикам, решением от 16.04.2020 в удовлетворении требований было отказано в полном объеме, между тем, не согласившись в вынесенным решением, Ковалев Н.П. обратился в Ульяновский областной суд для разрешения спора в суде апелляционной инстанции. Применительно к требованиям в разрезе обязанности по поставке, расколке и укладке топливных дров отмечу, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является субъект, на который возложена обязанность по организации обеспечения льготных категорий граждан топливными дровами в связи с отсутствием центрального отопления. Считает, что истец, злоупотребляя своим правом, заявляя незаконные исковые требования, по непонятным мотивам включает периоды, в которые поставка дров истцу им ( ИП Князькиным) не осуществлялась. Более того, по указанным периодам - 2016 -2017 гг. истек срок исковой давности, в свою очередь заявление о восстановлении пропущенного срока Ковалевым Н.П. не подавалось. Получив дрова в 2018 - 2019 годах со стороны истца в мой адрес не выдвигалось никаких претензий по качеству, что подтверждается материалами дела. Истец, в обоснование своей позиции не представил надлежащих доказательств и того, что им были понесены какие-либо расходы на распилку, укладку дров, требование о возмещении которых заявлено Ковалевым Н.П. Считает, что требования Ковалева Н.П. являются необоснованными, не подтверждаются доказательствами по делу, и предъявлены к ненадлежащему ответчику - Князькину А. А. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы отзыва, в котором указал, что Ковалев Николай Петрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. («Ветеран труда», «Инвалид № группы») проживает по адресу: <адрес>, является получателем следующих мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации расходов за коммунальные услуги и жилое помещение, как «ветеран труда РФ», предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»; денежной выплаты ко Дню Победы, предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от № 137-ЗО "Об особенностях правового положения граждан, родившихся в период с 1 января 1932 года по 31 декабря 1945 года"; денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива, предоставляемой в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 №485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг».
12.08.2019 Ковалев Н.П. обращался в отделение социальной защиты по Старомайнскому району с заявлением о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива, предоставляемой в соответствии с Законом РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 №485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг» (ранее Постановление Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области»).
В соответствии с ст. 17 Закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов для оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии с п.4.1. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 №485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг» получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате топлива и приобретшим его за собственные средства в организации и (или) у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющих поставку топлива, назначение денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива осуществляется в установленных размерах исходя из стоимости топлива, рассчитанной с учётом установленной розничной цены на топливо, реализуемое населению (установлены в соответствии с Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 16.11.2018 №06-205) и в пределах норм (определены Постановлением администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области №744 от 29.12.2012), и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива, при обращении получателя в территориальный орган (ранее п.п. 3.1. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области»).
Предоставление получателю денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и доставку этого топлива осуществляется один раз в год на основании заявления, с приложением следующих документов:
1) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате топлива;
2) документ, подтверждающий право заявителя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (удостоверения, справки, свидетельства);
При расчёте суммы денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива учитываются расходы на приобретение топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, понесённые получателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения получателем права на получение мер социальной поддержки по оплате топлива).
Расчёт размера денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива производится учреждением.
В соответствии с предоставляемыми документами Ковалеву Н.П. ежегодно, с 2012 года рассчитывалась и выплачивалась денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке данного топлива.
В 2020 году Ковалев Н.П. с заявлением на предоставление денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке данного топлива в наше отделение не обращался.
Представитель ответчика Департамента министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы отзывов в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации МО «Прибрежненское сельское поселение» в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации МО «Старомайнский район» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителей истца, представителей ответчиков, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, инвентарное дело, суд приходит к следующему.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ковалев Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р, является инвалидом <данные изъяты> и имеет звание «Ветеран труда», зарегистрирован и проживает в принадлежащем ему жилом доме с печным отоплением по адресу: <адрес>.
При этом истец занимается заготовкой дров для отопления жилого помещения самостоятельно.
С 2014 года Ковалев Н.П. является получателем мер социальной поддержки – денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки топлива, предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» и в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.11.2009 № 378-П «Об утверждении порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ульяновской области».
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года по гражданскому делу по иску Ковалева Н.П. к Муниципальному учреждению администрация МО «« Прибрежненское сельское поселение», Муниципальному учреждению администрация МО «Старомайнский район» о взыскании расходов на погрузку, распиловку, колку и укладку дров, возложении обязанности по поставке дров и взыскании компенсации морального вреда, постановлено: В удовлетворении исковых требований Ковалеву Николаю Петровичу к Муниципальному учреждению администрации МО «« Прибрежненское » » сельское поселение», Муниципальному учреждению администрация МО «Старомайнский район» о взыскании в солидарном порядке убытков за погрузку, распиловку, колку и укладку дров в размере 66 500 руб., возложении обязанности поставить 85 куб. метров дров по утвержденным тарифам, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа - отказать.
Определением Ульяновского областного суда от 7 июля 2020 года решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года оставлено без изменения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».
В силу ст. 3 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Ульяновской области», лицам, имеющим звание «Ветеран труда», при достижении ими возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо в случае назначения им в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой пенсии ранее достижения этого возраста вне зависимости от прекращения осуществления ими трудовой или иной оплачиваемой деятельности предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде права на получение денежной компенсации расходов, связанных с оплатой приобретаемого твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и услуг по его доставке, в размере 50 процентов стоимости указанных топлива и услуг, если ветеран труда проживает в жилом помещении с печным отоплением.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.11.2009 № 378-П «Об утверждении порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан Ульяновской области», получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива и приобретшим его за собственные средства, производится выплата денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива в установленных размерах исходя из стоимости твердого топлива, рассчитанной с учетом цены и в пределах норм, установленных для продажи населению, и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива, при обращении получателя в территориальный орган по месту жительства (пребывания). Предоставление получателю денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива осуществляется территориальным органом один раз в год на основании: а) заявления о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива (далее - заявление) с указанием состава семьи получателя и способа перечисления (доставки) денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива: на счет получателя, открытый в кредитной организации, либо через подразделения Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по форме в соответствии с приложением № 5 к Порядку; б) документа, удостоверяющего личность получателя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (паспорт, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, удостоверяющие личность);в) документов, подтверждающих фактические расходы получателя на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, выданных организациями и (или) индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, оказывающими коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, осуществляющими поставку твердого топлива. При расчете суммы денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива учитываются расходы на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, понесенные получателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения получателем права на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива), подтвержденные документами, указанными в пункте 3.2 настоящего раздела.
Полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий, в том числе указанных мер социальной поддержки, предоставляемых Ковалеву Н.П., осуществляет Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.
12.08.2019 Ковалев Н.П. обращался в отделение социальной защиты по Старомайнскому району с заявлением о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива, предоставляемой в соответствии с Законом РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 №485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг» (ранее Постановление Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области»).
В соответствии с ст. 17 Закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов для оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии с п.4.1. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.10.2019 №485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг» получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате топлива и приобретшим его за собственные средства в организации и (или) у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющих поставку топлива, назначение денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива осуществляется в установленных размерах исходя из стоимости топлива, рассчитанной с учётом установленной розничной цены на топливо, реализуемое населению (установлены в соответствии с Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 16.11.2018 №06-205) и в пределах норм (определены Постановлением администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области №744 от 29.12.2012), и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива, при обращении получателя в территориальный орган (ранее п.п. 3.1. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области»).
Предоставление получателю денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и доставку этого топлива осуществляется один раз в год на основании заявления, с приложением следующих документов:
1) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате топлива;
2) документ, подтверждающий право заявителя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (удостоверения, справки, свидетельства);
При расчёте суммы денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива учитываются расходы на приобретение топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, понесённые получателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения получателем права на получение мер социальной поддержки по оплате топлива).
Расчёт размера денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива производится учреждением.
В соответствии с предоставляемыми документами Ковалеву Н.П. ежегодно, с 2012 года рассчитывалась и выплачивалась денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке данного топлива.
Доводы истца о том, что количество поставляемых дров не соответствует утвержденным нормам, не соответствуют действительности.
Согласно инвентарному делу, истец приобрел жилой дом по адресу: <адрес> по договору-купли продажи ДД.ММ.ГГГГ года, право собственности в Управлении Росреестра Ульяновской области до настоящего времени не зарегистрировано.
Жилой дом имеет общую площадь 36, 35 кв.м., отопление печное.
Доводы истца о не поставки ему необходимого количества дров основаны на неверном толковании нормативно-правовых норм.
Законодательным Собранием Ульяновской области 27.09.2012 принят Закон Ульяновской области от 03.10.2012 N 137-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по установлению нормативов потребления населением твердого топлива".
Нормативы потребления твердого топлива населением определяется расчетным периодов на основании постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" и Методикой по определению потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (Госстроем России, 12.08.2003).
Постановлением Администрации муниципального образования «Старомайнский район» от 29.12.2012 года № 744 определены нормативы потребления твердого топлива на территории муниципального образования «Старомайнский район», согласно которым количество топлива, в данном случае дров ( в среднем для всех пород) в плотной массе на отопление 1 кв.м. в отопительный период составляет 0,2767.
Именно исходя из данного расчета истцу производится компенсация за приобретенное им топлива.
Что касается доводов истца о непоставке дров на топку бани, то суд считает данные доводы так же не основанными на законе.
Действительно, согласно инвентарному делу, на земельном участке так же расположены надворные постройки, в том числе баня.
Из приведенного же выше постановления № 744 следует, что данный порядок определен для расчета тепла общей площади в жилом доме.
Обязанности предоставления твердого топлива с учетом наличия у истца бани, не имеется.
Так же не заслуживают внимания доводы представителя истца о том, что с ответчиков подлежат взысканию его расходы на доставку дров.
Расходы по доставке дров компенсируются истцу исходя из установленных нормативов.
В соответствии с приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-205 от 16.11.2015 года следует, что услуги по транспортировке твердого топлива со склада поставщика до потребителя оплачиваются дополнительно по соглашению сторон.
При этом, данный приказ указывает на параметры поставляемого твердого топлива - дрова одно-, двухметровой меры лиственных и хвойных пород.
Согласно п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, погрузка твердого топлива на транспорт производится без взимания дополнительной платы с потребителя. Разгрузка доставленного потребителю твердого топлива производится за дополнительную плату.
Таким образом, ни на одного из ответчиков не возложена обязанность по распиловке потребителю, не имеется оснований для взыскания с кого-либо из ответчиков расходов истца по разгрузке дров, кроме того, размер убытков истцом не подтвержден.
В 2020 году Ковалев Н.П. с заявлением на предоставление денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке данного топлива не обращался.
Доводы истца о том, что Князькин А.А. был привлечен к административной ответственности Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в связи с чем имеются основания для взыскания с ответчика Князькина в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа, суд находит несостоятельными.
Действительно, постановлением Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 29.01.2019 года Князькин А.А. был привлечен к административной ответственности по ст. по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ- Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила): коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных указанными Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);к коммунальным ресурсам относится в том числе твердое топливо при наличии печного отопления.
Вместе с тем, Князькин А.А. не имеет договорных отношений с органами местного самоуправления, не является поставщиком коммунальных услуг, а на момент рассмотрения дела не является и индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги совершить определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Ст. 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в ч. 1 настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии со ст. 32 Закона о «Защите прав потребителей» потребитель в праве отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказания услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Сторона истца по предоставлению ответчиком Князькиным дров, оформляли расписки об отсутствии претензий с их стороны, которые фактически выполняли функцию акта приема-передачи.
От исполнения договора истец не отказывался, принимал дрова в течение нескольких лет, пользовался ими, в настоящее время они утрачены в связи с использованием на отопление, указанное дает суду основания полагать, что истцу был поставлен товар в соответствии с его прямым предназначением и надлежащего качества.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Что касается претензий по оказанным услугам за 2016 исковой давности истцом пропущен, доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено, истец является инвалидом <данные изъяты>, вместе с тем, данное обстоятельство не помешало ему оформить доверенности на представление его интересов в различных инстанциях на двух представителей, ходатайство о восстановлении срока не заявлялось.
Согласно ст. 195 и п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, нарушений прав истца, как потребителя, ответчиком Князькиным А.А. места не имело.
Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к кому либо из ответчиков, в связи с чем считает необходимы м в иске отказать в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ковалева Николая Петровича к Департаменту министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Князькину Александру Аркадьевичу, о взыскании убытков, возложении обязанности поставки 85 кубометров дров по утвержденным тарифам, компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева