РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018г. Черемховский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего Роговой И.В.
При секретаре Дрон А.В.
С участием прокурора Поповой А.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шлыковой Ю.Г. и администрации Голуметского муниципального образования о возложении обязанности о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,-
УСТАНОВИЛ:
Ангарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Черемховский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Шлыковой Юлии Геннадьевне и администрации Голуметского муниципального образования о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, указав в заявлении, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения природоохранного законодательства в Голуметском муниципальном образовании. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Голуметского муниципального образования заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> м. <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно информации комитета по управлению имуществом <адрес> муниципального образования земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, относится к землям населенных пунктов. В соответствии с Правилами застройки и землепользования Голуметского муниципального образования, земельный участок входит в зону рекультивируемых территорий (СН-5) и зону сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Государственный кадастровый учет на вышеуказанный земельный участок отсутствует. В связи с чем, государственная собственность на данный земельный участок не разграничена. Так как земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не был сформирован в установленном порядке, не прошел кадастровый учет, он не может являться объектом договора аренды. Соответственно, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является незаключенным, то есть не порождает права и обязанности для сторон. Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера <адрес>, площадь захламленного участка отходами лесопиления составляет <данные изъяты> кв.м и объем отходов лесопиления составляет <данные изъяты> куб.м. Площадь земельного участка, захламленного отходами производства и потребления составляет <данные изъяты> кв.м. и объем отходов производства и потребления составляет <данные изъяты> ку.м. Отходы складируются на почву, что приводит к загрязнению почвы. Место размещение отходов на территории <данные изъяты>, не определено Территориальной схемой обращения с отходами, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-мпр (официально опубликована на сайте www.pravo.gov.ru), в качестве мест сбора и накопления отходов. В соответствии с актом осмотра, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют. На земельном участке по адресу: <данные изъяты> отходы лесопиления и твердые коммунальные отходы складировались непосредственно на почву, имеются следы сжигания отходов, в результате чего произошло загрязнение и нарушение плодородного слоя, которые подлежат восстановлению.
Истец требует запретить администрации Голуметского муниципального образования, индивидуальному предпринимателю Шлыковой Ю.Г., иным лицам использовать земельный участок по адресу: <данные изъяты>, для размещения отходов, в том числе отходов лесопиления, твердых коммунальных отходов.
Обязать индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. ликвидировать место не санкционированного размещения отходов, а именно освободить земельный участок по адресу: <данные изъяты>, от отходов, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. разработать проект рекультивации земельного участка по адресу: <данные изъяты>, выполнить рекультивацию земельного участка по адресу: <данные изъяты>, в течение 9 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Ответчик Шлыкова Ю.Г. в судебное заседание не явилась, обеспечила участие в судебном заседании представителя по доверенности Ж, который в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, суду показал, что в <данные изъяты> году между сторонами заключен договор аренды спорного земельного участка, на котором изначально планировалось размещение лесопильных отходов, а отходы жизнедеятельности там размещают жители села. В настоящее время спорный земельный участок очищен от отходов, которые на нем больше не размещаются.
Представитель ответчика - глава Голуметского муниципального образования П против удовлетворения заявленных требований не возражала , суду показала, что ею направлено Шлыковой Ю.Г. уведомление о расторжении договора аренды.
Представитель третьего лица, администрации <адрес> муниципального образования, в судебное заседание не явился, представлен отзыв, приобщенный к материалам дела на л.д. <данные изъяты> в котором третье лицо заявленные прокурором требования поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя <адрес> муниципального образования.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело при данной явке в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение истца, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты права – присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Голуметского муниципального образования заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью <данные изъяты>
Согласно информации комитета по управлению имуществом <адрес> муниципального образования земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, относится к землям населенных пунктов. В соответствии с Правилами застройки и землепользования Голуметского муниципального образования, земельный участок входит в зону рекультивируемых территорий (СН-5) и зону сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Государственный кадастровый учет на вышеуказанный земельный участок отсутствует. В связи с чем, государственная собственность на данный земельный участок не разграничена.
В соответствии с п.1 ст. 3.3 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»,отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п.2 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. В данном случае надлежащим органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, расположенными в Голуметском муниципальном образовании, государственная собственность на которые не разграничена, являетсяадминистрация Черемховского муниципального образования.
В нарушение указанных требований закона администрация Голуметского муниципального образования, не имея права на распоряжение земельным участком, заключила договор аренды в отношении земельного участка по адресу: <данные изъяты>, тем самым предоставив индивидуальному предпринимателю незаконное право размещать на данном земельном участке отходы.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статья 70 ЗК РФ устанавливает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пункт 3 ст.1 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, чтогосударственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Таим образом, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не был сформирован в установленном порядке, не прошел кадастровый учет, то он не может являться объектом договора аренды. Соответственно, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является незаключенным, то есть не порождает права и обязанности для сторон.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу положений п. 1, 3 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно положениям ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть следующими: основные, условно разрешенные и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Согласно правилам землепользования и застройки Голуметского муниципального образования <адрес>, утверждёнными решением Думы Голуметского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №,(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с местоположением: <адрес>, в <данные изъяты> западнее <адрес>, используемый для складирования древесных отходов расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне СХ-1, размещение древесных отходов градостроительным регламентомне предусмотрено. Вспомогательные и условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков зоны СХ-1 правилами землепользования и застройкиГолуметского муниципального образования не предусмотрены.
Таким образом, администрацией Голуметского муниципального образования, индивидуальным предпринимателем Шлыковой Ю.Г. допускается использование земельного участка не по целевому назначению.
Судом установлено, что перечисленные нарушения земельного законодательства повлекли причинение вреда почвам как компоненту природной среды. При наружном осмотре данного земельного участка выявлены факты складирования не только отходов лесопиления, но и факты складирования твердых коммунальных отходов, что подтверждается материалами дела.
Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера <адрес>, площадь захламленного участка отходами лесопиления составляет <данные изъяты> и объем отходов лесопиления составляет <данные изъяты> Площадь земельного участка, захламленного отходами производства и потребления составляет <данные изъяты> и объем отходов производства и потребления составляет <данные изъяты> Отходы складируются на почву, что приводит к загрязнению почвы.
В силу п.2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2,9,10 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил обращения с отходами).
Место размещение отходов на территории <данные изъяты>, не определено Территориальной схемой обращения с отходами, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии <данные изъяты>-мпр (официально опубликована на сайте www.pravo.gov.ru), в качестве мест сбора и накопления отходов. В соответствии с актом осмотра, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют.
Таким образом, допущено несанкционированное размещение отходов на земельном участке в <данные изъяты>.
Пункт 1 ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу статьи 39 этого же закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их.
Нарушая перечисленные требования закона, Шлыковой Ю.Г. созданы условия для складирования отходов непосредственно на почву земельного участка по адресу: <адрес>, 800 м северо-западнее <адрес>. Соответствующий полигон для размещения отходов в установленном законом порядке не оборудован.В связи с этим на земельном участке образовалась несанкционированная свалка.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка обязан не допускать загрязнение, порчу и иное негативное воздействие на земли и почвы.Согласно ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ прием, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется региональным оператором на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого с собственником ТКО.Пунктом18 Правил обращения с отходами,. утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Так как, образование несанкционированной свалки на земельного участка по адресу: <данные изъяты>,произошло в результате его фактического использования индивидуальным предпринимателем Шлыковой Ю.Г., то обязанность по ликвидации несанкционированной свалки подлежит возложению возложена на Шлыкову Ю.Г.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
Кроме того, в юго-западной части земельного участка имеются следы сжигания отходов, о чем свидетельствует заключение специалиста службы по охране природы и озера <адрес>.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного Кодексам РФ (далее – ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
На земельном участке по адресу: <данные изъяты> отходы лесопиления и твердые коммунальные отходы складировались непосредственно на почву, имеются следы сжигания отходов, в результате чего произошло загрязнение и нарушение плодородного слоя, которые подлежат восстановлению.
Порядок проведения рекультивации, разработки проекта рекультивации земельного участка утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель».
Нарушение земельного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления приводит к нарушению предусмотренного ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшают состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей <адрес> и близлежащих районов <адрес>. В связи с этим прокурор обращается в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд находит, что требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шлыковой Юлии Геннадьевне и администрации Голуметского муниципального образования о запретите администрации Голуметского муниципального образования, индивидуальному предпринимателю Шлыковой Ю.Г., иным лицам использовать земельный участок по адресу: <данные изъяты> для размещения отходов, в том числе отходов лесопиления, твердых коммунальных отходов, возложении обязанности на индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. ликвидировать место не санкционированного размещения отходов, а именно освободить земельный участок по адресу: <адрес>,800 м северо-западнее <адрес>, от отходов, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, возложении обязанности на индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. разработать проект рекультивации земельного участка по адресу: <данные изъяты>, выполнить рекультивацию земельного участка по адресу: <данные изъяты>, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в силу решения суда подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Запретить администрации Голуметского муниципального образования, индивидуальному предпринимателю Шлыковой Ю.Г., иным лицам использовать земельный участок по адресу: <данные изъяты>, для размещения отходов, в том числе отходов лесопиления, твердых коммунальных отходов.
Обязать индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. ликвидировать место не санкционированного размещения отходов, а именно освободить земельный участок по адресу: <данные изъяты>, от отходов, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать индивидуального предпринимателя Шлыкову Ю.Г. разработать проект рекультивации земельного участка по адресу: <данные изъяты>, выполнить рекультивацию земельного участка по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский районный суд в течение одного месяца.
Судья: