РЕШЕНИЕ
20 сентября 2012 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Великих А.А.,
с участием защитника Сорокиной Л.А.,
рассмотрев административное дело в отношении должностного лица главы <адрес> Ковалева <данные изъяты>, поступившее по жалобе защитника Ковалева Н.Г. на постановление и.о. председателя комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении по ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ,
Установил:
Заместителем председателя Комитета – начальником отдела контроля в сфере размещения заказов комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ по материалам внеплановой проверки размещения администрацией <адрес> заказа на выполнение работ по реконструкции административного здания под спортивный комплекс по Спортивному переулку, 3 в <адрес> в отношении Ковалева Н.Г. как должностного лица – главы <адрес> составлен протокол 05-17/58-07-2012 об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Из содержания указанного протокола усматривается, что в ходе проведения проверки выявлены факты нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: муниципальный заказчик в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по реконструкции административного здания под спортивный комплекс по Спортивному переулку, 3 в <адрес>, размещенном на общероссийской официальном сайте, установил требование к участникам размещения заказа, ограничивающее доступ к участию в открытом аукционе в электронной форме. А именно в пункте 6.1.2. проекта контракта указано, что подрядчик обязан выполнить строительные работы по контракту собственными силами (лично), что сужает круг потенциальных участников указанного открытого аукциона в электронной форме и тем самым ограничивает конкуренцию.
Постановлением и.о. председателя комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Ковалев Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
С указанным постановлением не согласился защитник Ковалев Н.Г., подавший жалобу в Ленинский районный суд <адрес>. В жалобе на постановление ставится вопрос об отмене постановления как незаконного. Жалоба мотивирована тем, что отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, послужившей основанием для возбуждения административного дела, поскольку НП «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей <адрес>» не являлось ни участником размещения заказа (не подавало заявку); ни лицом, претендующим на заключение муниципального контракта, а жалобы от участников размещения заказа не поступали. Также указал о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, поскольку считает, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным лицом. Кроме того, полагает, что привлечение его к административной ответственности за выявленное нарушение не предусмотрено действующим законодательством (ч. 9 ст. 17 Федерального закона), поскольку законом установлены иные правомочия органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в сфере размещения заказов.
В судебное заседание Ковалев Н.Г. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его защитник Сорокина Л.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе, настаивала на отмене постановления как незаконного по вышеприведенным основаниям.
Выслушав объяснения защитника, допросив в качестве свидетеля Заместителя председателя Комитета – начальника отдела контроля в сфере размещения заказов комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО3, исследовав материалы административного дела, нахожу обоснованной жалобу, в связи с чем постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, постановлением и.о. председателя комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Ковалев Н.Г. как должностное лицо – глава администрации <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб..
Указанным постановлением установлено, что при обстоятельствах, установленных в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, Ковалев Н.Г., являясь должностным лицом муниципального заказчика по размещению заказа, в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по реконструкции административного здания под спортивный комплекс по Спортивному переулку, 3 в <адрес>, размещенном на общероссийской официальном сайте, установил требование к участникам размещения заказа, ограничивающее доступ к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Диспозиция ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает наступление ответственности за включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении жалобы на постановление суд полагает установленным существенное нарушение процессуальных требований относительно порядка возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем принятое по делу постановление подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.30 указанного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, является Федеральная антимонопольная служба.
Пункт 3 ч. 2 ст. 23.66 КоАП РФ закрепляет за руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также за их заместителями, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени указанных органов.
Кроме того, в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ № установлен перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России:
- руководители территориальных органов ФАС России;
- заместители руководителей территориальных органов ФАС России;
- начальники отделов территориальных органов ФАС России;
- заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России;
- иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
Как следует из материалов дела, дело в отношении Ковалева Н.Г. возбуждено и постановление по делу принято должностными лицами отраслевого органа исполнительной власти <адрес> - комитета по экономике и развитию <адрес> (заместитель председателя и и.о. руководителя соответственно), уполномоченного в сфере экономики и развития области, потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования, труда и занятости населения, привлечения инвестиций и их размещения на территории <адрес>, развития внешних связей, международного сотрудничества. Указанный отраслевой орган исполнительной власти осуществляет реализацию единой государственной экономической политики на территории области в соответствии с законодательством РФ и <адрес>.
В соответствии п.п. 2.7, 2.8 Положения «О Комитете по экономике и развитию <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг основными задачами Комитета являются, в том числе: реализация законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков <адрес> в соответствии с предоставленными комитету полномочиями; обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти <адрес>, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам компетенции комитета.
Согласно п.п. 3.29, 3.36 Положения для выполнения основных задач комитет осуществляет, в том числе, следующие функции: осуществляет в соответствии с действующим законодательством плановые и внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков <адрес>; рассматривает в соответствии с предоставленными полномочиями дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установленные ч. 9 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, не предусматривают права на возбуждение дел об административном правонарушении и их рассмотрение.
Административный регламент комитета экономики, труда и занятости Администрации <адрес> по исполнению муниципальной функции "Осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения плановых, внеплановых проверок и рассмотрения жалоб", утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1939, также не предусматривает права указанного отраслевого органа исполнительной власти <адрес> на возбуждение дел об административных правонарушениях и привлечение лиц к административной ответственности в связи с совершением правонарушений, предусмотренных ст. 7.30 КоАП РФ.
Статья 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
Вышеизложенное приводит суд к выводу о том, что должностные лица комитета по экономике и развитию <адрес> не наделены и не могут наделяться полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах полагаю, что настоящее административное дело возбуждено лицом, не имеющим соответствующих полномочий, а обжалуемое постановление вынесено лицом, которое в силу части 1 статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обладает полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу в отношении Ковалева Н.Г. подлежит отмене как постановленное с существенным нарушением требований процессуального закона, а производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с возбуждением дела неуполномоченным лицом (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Решил:
Постановление и.о. председателя Комитета по экономике и развитию <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении главы <адрес> Ковалева <данные изъяты> отменить, а жалобу Ковалева Н.Г. – удовлетворить.
Прекратить производство по административному делу № в отношении главы <адрес> Ковалева <данные изъяты> об административном правонарушении по ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения ее копии.
Судья: Великих А.А.