Судья Малахова Е.Б. Дело № 33а-20246/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вердияна Г.В., Бирюковой Е.Ю.,
при помощнике судьи Саянове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 30 июня 2021 года апелляционную жалобу Мельникова С. И. на решение Климовского городского суда Московской области от 18 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 5 по Московской области к Мельникову С. И. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Мельника С.И.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец межрайонная ИФНС России № 5 по Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Мельникову С.И. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пени по ним в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Административный ответчик Мельников С.И. административный иск не признал.
Решением Климовского городского суда Московской области от 18.10.2021 административный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Мельников С.И. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения Мельникова С.И., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в ч. 2 НК РФ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
При этом, учитывая положения подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, указанные лица, уплачивающие налог на доходы физических лиц, определяют размер страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 434 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Разбирательством по административному делу установлено, что Мельникова С.И. является адвокатом, следовательно, как адвокат, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Административный ответчик является адвокатом, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432, ст. 430 НК РФ он является плательщиком страховых взносов, и сам должен рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
По причине не оплаты административным ответчиком страховых взносов за 2019 год административный истец в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ выставил ему требование <данные изъяты> по состоянию на 27.01.2020 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пени по ним в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> коп., пени по ним в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. 5).
Административным ответчиком не оспаривалось обстоятельство получения указанного требования.
Поскольку обязанность рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование лежит на административном ответчике, а все реквизиты для оплаты страховых взносов находились в открытом доступе на официальном сайте налогового органа, то налоговый орган не несет ответственность, освобождающую административного ответчика от уплаты страховых взносов и пени.
Административный ответчик не оспаривает наличие у него статуса адвоката, а адвокатская коллегия не является плательщиком страховых взносов.
При таком положении дела суд правомерно взыскал с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пени по ним в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ на неоплаченную часть страховых взносов правомерно была начислена пеня (л.д. 8-9), расчет которой был проверен судом и не оспаривался административным ответчиком.
Положениями гл. 34 НК РФ, в частности ст. 422 НК РФ, не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов-адвокатов, достигших пенсионного возраста, от уплаты страховых взносов, за исключением случаев, указанных в п.п. 1, 3, 6-8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п.п. 6, 7 ст. 430 НК РФ), в частности, в период ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и так далее, то есть адвокат, зарегистрированный в соответствующем реестре, может быть освобожден от уплаты страховых взносов, если он не осуществляет соответствующую адвокатскую деятельность по указанным в названных выше законоположениях причинам, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, но при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов, а также соответствующих подтверждающих документов.
При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются гражданином в целях получения обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и влияют на перерасчет получаемой пенсии. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование у адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.
Тот факт, что административный ответчик является пенсионером, не освобождает ее от обязанности по уплате страховых взносов за себя.
Продолжение адвокатской деятельности при достижении адвокатом пенсионного возраста в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» служить основанием для корректировки размера получаемой пенсии с учетом поступивших на лицевой счет страховых взносов.
Возражения административного ответчика о том, что он является получателем пенсии по инвалидности и не намерен получать социальную пенсию, не является основаниям для отмены решения суда, поскольку он основан на неправильном толковании действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В случае, если адвокат является военным пенсионером, то он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных действующим законодательством, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и это право корреспондирует государству обеспечивать его путем взимания обязательных платежей.
Административному ответчику направлялось требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год и обязательное медицинское страхование за 2019 год, пени по ним, а доказательств погашения полной задолженности по ним не представлено; заявленный к взысканию размер неоплаченной части страховых взносов и пени не опровергнут, и оснований для несогласия с правильностью представленного налоговым органом расчета задолженности не имеется, расчет пени, период ее начисления судом проверены и признаны арифметически верными.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требованием <данные изъяты> по состоянию на 27.01.2020 был установлен срок оплаты об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по ним, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени по ним до 16.03.2020, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 16.09.2020.
Судебный приказ на взыскание заявленных по настоящему административному делу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени по ним был выдан 09.06.2020, следовательно, заявление на выдачу судебного приказа было подано в установленный срок.
Поскольку судебный приказ был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 301 Климовского судебного района Московской области от 19.08.2020, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 19.02.2021.
Административный иск был подан в суд 07.12.2020, то есть, в установленный срок.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам административного дела, поэтому оснований к отмене решения суда в части удовлетворения искового требования не имеется.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Подольск», поскольку он является инвалидом, в связи с чем в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ он освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, в указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Климовского городского суда Московской области от 18 февраля 2021 года в части взыскания с Мельникова С. И. госпошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Подольск» в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова С. И. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи