№ 2а-2573/2021
УИД 63RS0045-01-2021-002970-16
Решение
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2573/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Блохиной Татьяне Владимировне о взыскании транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - ИФНС России по <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование своих требований указал, что Блохина Т.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>. Согласно материалам дела, у налогоплательщика числится за 2015г. задолженность по налогу в общей сумме 2 325,18 руб., а именно: по транспортному налогу за 2015 г. в размере 571 руб., пени в размере 11,99 руб., за 2016 г. в размере 571 руб., пени в размере 11,34 руб., за 2017 г. в размере 571 руб., пени в размере 9,24 руб., за 2018 г. в размере 571 руб., пени в размере 8,61 руб. В связи с этим, административный истец просил суд взыскать с Блохиной Т.В. недоимку по обязательным платежам, на общую сумму 2 325,18 руб., оплату государственной пошлины возложить на административного ответчика.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Блохина Т.В. не явилась, извещался судом надлежащим образом, по адресу регистрации, подтвержденному отделом адресно-справочной работы УФМС России по <адрес>, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, ходатайств в суд не направила, иск и расчет задолженности не оспорила.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что Блохина Татьяна Владимировна состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, поскольку в 2015-2018 г.г. являлась собственником транспортного средства - легкового автомобиля ВАЗ 21043, г.р.з. №, что подтверждается сведениями, представленными регистрирующим органом ГИБДД МВД России по <адрес>.
В связи с этим, Блохина Т.В. является плательщиком по транспортному налогу.
ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить транспортный налог за 2015г. в сумме 571 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 20).
Затем, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № с установлением обязанности уплатить транспортный налог за 2015г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлены следующие налоговые уведомления:
№ с установлением обязанности уплатить транспортный налог за 2016г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 571 руб. (л.д. 22),
№ об уплате транспортного налога за 2017г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 571 руб. (л.д. 26),
№ с установлением обязанности уплатить транспортный налог за 2018г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 571 (л.д. 26).
С учетом того, что задолженность по налогу не оплачена налогоплательщиком налоговым органом в адрес Блохиной Т.В. направлены требования об уплате транспортного налога в следующие сроки:
требование № за 2016г. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
требование № за 2016г. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
требование № за 2017г. с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ
требование № № с установлением обязанности уплатить транспортный налог за 2018г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Из дела следует, что вышеуказанные требования в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием подачи в мировой суд заявления на выдачу судебного приказа на взыскание недоимки с должника.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> заявление ИФНС <адрес> удовлетворено, вынесен судебный приказ № 2а-3302/2020.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Блохиной Т.В. относительно исполнения судебного приказа.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам.
Обращаясь в суд с указанным административным иском, налоговый орган полагал, что право на взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц сохранилось за налоговым органом, и предъявил административный иск к Блохиной Т.В. о взыскании недоимки по транспорт ному налогу за период 2015-2018г.г.
Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Суд полагает, что налоговым органом пропущен предусмотренный законом срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по транспортному налогу за 2015-2018г.г., поскольку за указанные периоды общая сумма налога не превысила 3 000 руб., таким образом, согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. за 2015г. срок его исполнения истекал для должника ДД.ММ.ГГГГ. и с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган имел право обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако, этого не было сделано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом 6-месячный срок со дня истечения срока исполнения требования №, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом в соответствии со ст. 95 КАС РФ не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании транспортного налога за 2015-2017г.г. не имеется.
Более того, рассматривая по существу требования налогового органа о взыскании транспортного налога за 2018г., суд учитывает, что административным истцом суду не представлено доказательств того, что налоговым органом соблюдена обязательная процедура принудительного взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2018г., поскольку налоговое уведомление и требование в адрес административного ответчика налоговым органом не направлялось, с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника недоимки по налогам за 2018г. налоговый орган не обращался. Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у налогового права на взыскание в судебном порядке транспортного налога за 2018г., поскольку административным истцом не соблюдена обязательная, предусмотренная законом процедура принудительного взыскания недоимки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администартивные исковые требования налогового органа к Блохиной Т.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2018г.г. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ИФНС России по <адрес> к Блохиной Татьяне Владимировне о взыскании транспортного налога ( отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17 июня 2021 года.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева