К делу № 12-61/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Славянск-на-Кубани 30 октября 2019 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Антощук Ю.В.,
при секретаре Айдиновой А.В.,
с участием:
представителя правонарушителя ООО «ПожСтройСервис», действующей на основании доверенности от 01.05.2018, Спивак Е.Е.,
представителя должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, действующего на основании доверенности № 0101/3568 от 26.03.2019, Манукало М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ПожСтройСервис» по доверенности Спивак Е. Е. на постановление № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «ПожСтройСервис», вынесенное страшим государственным инспектором МРУ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея Ганьковым И.А.,
установил:
Постановлением № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Ганьковым И.А. (далее - Постановление) юридическое лицо ООО «ПожСтройСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В Славянский районный суд поступила жалоба представителя ООО «ПожСтройСервис» по доверенности Спивак Е.Е. на вышеуказанное постановление, в которой указала, что не согласна с вышеуказанным постановлением и считает, что оно подлежит отмене, на основании следующего. Из представленных Заявителем доказательств, а также исходя из имеющихся в материалах дела документов, следует, что инспектором МРУ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея не доказана вина ООО «ПожСтройСервис», не доказана причинно-следственная связь между действиями/бездействиями Заявителя и фактом несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Должностное лицо основывало свое решение на документах, представленных ООО «РН-Краснодарнефтегаз», а именно Договоре, заключенном между Заявителем и ООО «РН-Краснодарнефтегаз», более никаких документов приложено не было. Фактически Росприроднадзором не были исследованы (учтены) доказательства представленные Заявителем, а в основание привлечений к ответственности, лег Договор заключенный между Заказчиком и Заявителем, что по мнению Заявителя является нарушением норм материального и процессуального права РФ, так как одним из основополагающих принципов административного производства является презумпция невиновности лица в отношении которого ведется производство по административному правонарушению. Считает, что состав административного правонарушения, отсутствует, а именно не доказан факт принадлежности отходов («трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции») к отходам, образовавшимся после проведения работ ООО «ПожСтройСервис», отсутствием действий (причинно- следственной связи) со стороны ООО «ПожСтройСервис», а именно неправильное обращение с отходами (причинно-следственной связи), которые могли бы быть основанием административного правонарушения. Просила суд постановление о назначении административного наказания от 20.02.2019 №10-18-29-Ф-2 отменить, производство по делу прекратить.
Решением Славянского районного суда Краснодарского края от 18.06.2019 постановление №10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ганькова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПожСтройСервис» - оставлено без изменения, а жалоба ООО «ПожСтройСервис» - без удовлетворения.
Решением Краснодарского краевого суда от 18.09.2019 решение Славянского районного суда Краснодарского края от 18.06.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Представитель правонарушителя ООО «ПожСтройСервис» по доверенности Спивак Е.Е. в судебном заседании поддержала жалобу в полном объеме и просила ее удовлетворить. В связи с тем, что документы, подтверждающие виновность ООО «ПожСтройСервис» в совершении административного правонарушения в виде договора акта приема-передачи площадки и, что ею представлены документы КС-2, КС-3 за тот промежуток времени, акт приема-передачи, который был подписан в декабре сторонами, проект производства работ и техническое задание, которое исключает данный вид отходов, считает, что недостаточно для вменения ООО «ПожСтройСервис» данной статьи. Так как вина ООО «ПожСтройСервис» не доказана, а те обстоятельства, неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица по ст. 1.5 КРФ об АП, просит постановление отменить. В данном случае, свидетелем было заявлено, что часть металлов принадлежит PH «Краснодарнефтегаз», а не ООО «ПожСтройСервис». Считает, что должностным лицом не всесторонне и полно исследовано дело, и вынесено постановление.
Представитель должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности Манукало М.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. Суду пояснил, что все доводы изложены в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности. Считает, что им доказана вина юридического лица. Просит постановление оставить в силе, в заявленных требованиях отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как закреплено в ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 24 Закона № 7-ФЗ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 34 Закона № 7-ФЗ, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса КРФ об АП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено в судебном заседании, в рамках плановой проверки 14.11.2018 в период с 11:00 до 12:00 по адресу: <адрес>, проводимой Славянской межрайонной прокуратурой, юридического лица ООО «РН-Краснодарнефтегаз» установлено, что юридическое лицо является участником отношений в области обращения с отходами и осуществляет деятельность в рамках Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 14.06.1998 №89-ФЗ.
Согласно Акту на закрепления трассы (площадки) б/н от 15.10.2018, заключенному между ООО «PH-Краснодарнефтегаз» и ООО «ПожСтройСервис», закреплены границы площадки на территории объекта ВГКС «Ханьковская» согласно «Инстракции о порядке закреплений и сдачи заказчиком трасс магистральных трубопроводов, площадок жилищного строительства и внеплощадочных коммуникаций», рабочим чертежам и СНиП 3.01.03-84.
Из протокола об административном правонарушении, юридическое лицо ООО «ПожСтройСервис» в ходе осмотра территории, эксплуатируемой обществом по адресу: <адрес> установлено образование отхода 4 69 521 11 51 4 «трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», которые на момент осмотра размещались непосредственно на земной поверхности. Также на данной территории установлен факт размещения металлической тары из-под ГСМ, складируемой на момент осмотра непосредственно на земной поверхности, чем нарушило ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 от 15.06.2003 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Постановлением № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 по делу об административном правонарушении, вынесенным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ганьковым И. А., юридическое лицо ООО «ПожСтройСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КРФ об АП, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно действующего проекта и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по Славянскому району ООО «РН- Краснодарнефтегаз» № 0556 от 30.12.2015, в результате деятельности, осуществляемой ООО «PH-Краснодарнефтегаз», отходы стальных труб (4 69 520 00 00 0 «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», 4 69 521 11514 «трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», 4 69 521 12 514 «трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией», 4 69 521 13 514 «трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией») не образуются.В ходе проведения выездной проверки и осмотра территории, эксплуатируемой обществом по адресу: <адрес>, было установлено образование отхода 4 69 521 11514 «трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», которые на момент осмотра размещались непосредственно на земной поверхности. Также на данной территории установлен факт размещения металлической тары из-под ГСМ, складируемой на момент осмотра непосредственно на земной поверхности.
При этом установлено, что при размещении (накоплении) отходов не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»). Хранение твердых промышленных отходов 1-4 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны). На момент осмотра территории отходы - 4 69 521 11 51 4 «трубы стальные газопроводов, отработанные без изоляции» размещались непосредственно на земной поверхности, на территории «Ханьковская ВГКС» по адресу: <адрес>.
Для выполнения работ по демонтажу данного объекта между ООО «PH-Краснодарнефтегаз» (Заказчик) и ООО «ПожСтройСервис» (Подрядчик) заключен договор подряда на снос (демонтаж) объектов № 2164018/0615Д от 02.11.2018.
В соответствии с СНиП 3.01.03-84 «Инструкция о порядке закреплений и сдачи заказчиком трасс магистральных трубопроводов, площадок жилищного строительства и внеплощадочных коммуникаций» территория объекта «Ханьковская ВГКС» по АКТУ закрепления трассы (площадки) от 15.10.2018 ООО «PH-Краснодарнефтегаз» передана ООО «ПожСтройСервие».
В ходе проведения натурного обследования на территории «Ханьковская ВГКС» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <...> было установлено, что на данной территории проводятся работы по демонтажу труб и оборудования. Данные трубы складировались при въезде на территорию «Ханьковская ВГКС». На момент осмотра территории отходы -4 69 521И514 «трубы стальные газопроводов, отработанные без изоляции» складировались непосредственно на земной поверхности.
В силу статьи 26.1 КРФ об АП к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, не только наличие (отсутствие) события административного правонарушения, но и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КРФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КРФ об АП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КРФ об АП).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КРФ об АП документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КРФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 1.5 КРФ об АП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Так, в соответствии с пунктом 1.2. договора подряда на снос (демонтаж) объектов № 2164018/0615Д от 02.11.2019, заключенного между ООО «ПожСтройСервис» и ООО «PH-Краснодарнефтегаз», работы по указанному договору должны быть выполнены согласно Технического задания на выполнение работ и услуг (Приложение № 16) и Проекта организации работ по сносу (демонтажу) недействующих объектов на территории ВГКС «Ханьковская» (42-ПСБ-П-ОО1.О86.ООО-ПОР-О1).
Согласно условиям заключенного договора, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы предусмотренные договором на территории ВГКС «Ханьковская».
В соответствии с Техническим заданием, объем работ предусматривает снос (демонтаж) следующих объектов: компрессор 7ВКГ-30х7 инв. №РН-00001544 (частично демонтированный ранее), компрессор 6ГВ-186-17 (частично демонтированный ранее), маслоотделитель МО-1 V=25m3, маслоотделитель МО- П V=25m3, газосепараторы, насосы ЦНС, блоки охлаждения масла, газовые холодильник, емкости чистого масла (надземные), емкости отработанного масла (подземные), емкость продувочная, емкость- буллит, насос погружной, насос винтовой, факел ДУ 250мм, молниеотводы, емкость V=50v3 подземная), подземные лотки для кабеля, кабельная эстакада с навесом, вагон-дом, навес, дренажная емкость, туалет, пожарный щит, ограждение территории, кабельная эстакада на опорной высоте, итого 54 единицы. Из чего следует, что обнаруженные отходы не входят в предмет договора (демонтаж оборудования) и не могут относиться к отходом образующимся при выполнении работ силами Подрядчика.
Согласно раздела 11 Проекта (таблицы № 11.1., 11.2.), при производстве работ у Подрядчика образуются отходы, которые отнесены к определенному классу опасности (Наименование образующихся отходов по коду ФККО: 81290101724 «Мусор от сноса и разборки зданий несортированный», 41340001313 «Осадок (отходы) после очистки емкостей от масла (газосепараторов, сепараторов, емкостей); 46101001205 «Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные»), то есть фактически при выполнении работ, никак не могли возникнуть отходы классификатора, указанного в постановлении административного органа № 10-18-29-Ф-2, а именно «4 69 52111 51 4» трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», что уже исключает обращение с данным видом отхода.
Кроме того, договор не содержит в себе демонтаж такого оборудования, как б/у емкости из-под масла, объем которых составляет 200 литров. Объем бочек для хранения ГСМ, подлежащий демонтажу силами Подрядчика, составляет 25 000 литров каждая, что в свою очередь исключается причинно- следственную связь между обнаруженным оборудованием (отходы) на объекте (основание административного правонарушения) и действиями общества по неправильному обращению с отходами.
Так же в материалах дела имеются акты по форме КС-2, КС-3 за период с 02.11.2018 по 25.11.2018, которые содержат в себе перечень работ, выполненных Подрядчиком в данный отчетный период, и которые в свою очередь также исключают возможность нарушения норм природоохранного законодательства, в части требований обращения с отходами, так как в этот промежуток времени ООО «ПожСтройСервис» не производил демонтаж металлоконструкций. Проведение демонтажных работ металлоконструкций подтверждают подписанный с двух сторон Акты по форме КС-2, КС-3 за период с 25.11.2018. по 20.12.2018, то есть позже проведения проверки и отбора проб почвы, что также исключает обращение с отходами по коду ФККО 4 69 52111 51 4 «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», обнаруженные в ходе проведения проверки, и демонтируемым в этот промежуток времени оборудованием, по заключенному договору.
Учитывая изложенное, суд считает целесообразным жалобу ООО «ПожСтройСервис» на постановление № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 удовлетворить, отменить № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ганькова И. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПожСтройСервис», прекратить производство по делу при недоказанности обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу представителя ООО «ПожСтройСервис» по доверенности Спивак Е. Е. удовлетворить.
Постановление № 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ганькова И. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПожСтройСервис» - отменить.
Производство по делу прекратить при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление№ 10-18-29-Ф-2 от 20.02.2019 инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ганькова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПожСтройСервис».
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КРФ об АП, а также должностным лицом, указанным в ч. 5 ст. 30.9 КРФ об АП, в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Славянского районного суда
Краснодарского края Ю.А. Антощук