Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-81/2020 ~ М-23/2020 от 28.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 г.                                                                                      с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

при секретаре Логиновой М.Е.,

с участием представителя административного истца - пом.прокурора Шигонского района Стариченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-81 по административному исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий,

Установил:

Прокурор Шигонского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Администрация), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем с.Шигоны Шигонского района Самарской области, и возложить на Администрацию обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что в результате проведенной прокуратурой Шигонского района проверки исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности Администрации. Так, на территории сельского поселения расположено и используется указанное выше общественное кладбище, право муниципальной собственности на занятый которым земельный участок не зарегистрировано. Неоформление права муниципальной собственности на занятые общественными кладбищами земельные участки приводит к обезличиванию территорий кладбищ и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на достойное отношение после погребения, а также препятствует выделению бюджетных средств на содержание кладбища. По выявленным нарушениям прокуратурой Шигонского района в Администрацию внесено представление, однако до сих пор указанные нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шигонского района Стариченко Ю.А. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направив заявление о признании административного иска в полном объеме и рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.

Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с п. п. 3, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельским поселениями Самарской области», Уставом сельского поселения к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Часть 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Устава сельского поселения Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Как следует из ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Шигонского района проверки исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности Администрации.

Так, на территории сельского поселения расположено и используется указанное выше общественное кладбище, однако право муниципальной собственности на занятый им земельный участок не зарегистрировано.

При этом правовых препятствий для проведения кадастровых работ и регистрации права собственности у Администрации не имеется. Правами третьих лиц земельный участок под общественным кладбищем не обременен.

По выявленным нарушениям прокуратурой Шигонского района ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию внесено представление, которое ответчиком признано обоснованным, однако до сих пор указанные в нем нарушения не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не оспариваются.

Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на занятые общественными кладбищами земельные участки препятствует выделению бюджетных средств на содержание кладбища, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право собственности должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, в противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств. Также непринятие мер по приведению земельных участков, на которых находятся указанные кладбища, в соответствие с требованиями земельного законодательства, нарушает указанный выше принцип публичной достоверности сведений государственного реестра недвижимости, приводит к обезличиванию территорий кладбищ и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на достойное отношение после погребения.

Представитель административного ответчика уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме.

Как предусмотрено ч. 3, ч. 5 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Волеизъявление ответчика на признание иска было добровольным и осуществлено после разъяснения судом соответствующих правовых последствий.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Предложенный административным истцом срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей (до ДД.ММ.ГГГГ) определен с учетом требований разумности, что Администрацией не оспаривается.

    Согласно п. 1 подп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден прокурор при подаче иска, не может быть взыскана с ответчика.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

    РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем с.Шигоны Шигонского района Самарской области.

Возложить на Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.

Возложить на Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

    Председательствующий                                          А.Ю.Полянский

            Решение вынесено в окончательной форме 02.03.2020.

    Председательствующий                                            А.Ю.Полянский

2а-81/2020 ~ М-23/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шигонского района С/о
Ответчики
Администрация с.п. Шигоны м.р. Шигонский
Другие
Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области
Коновалов Алексей Анатольевич
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Полянский А.Ю.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
29.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2020Предварительное судебное заседание
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
28.01.2020Передача материалов судье
28.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее