РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Бузина В.В. и Бузина О.В. об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Бузина В.В. и Бузина О.В. бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по заявлению Бузина В.В. и Бузина О.В. о предоставлении земельного участка.
Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату и направив заявителям проект договора купли-продажи земельного участка, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Бузина В.В. и Бузина О.В. об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара,
установил:
Бузин В.В. и Бузин О.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что являются собственниками нежилого здания общей площадью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель населенных пунктов, занимаемом автозаправочной станцией. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением <данные изъяты> о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ 929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность не разграничена в г.о. Самара» руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в г.о. Самара, а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков. Согласно п.3, 5 ст.39.17 ЗК РФ в течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 ст.39.17 ЗК РФ. В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение. Таким образом, Администрация г.о. Самара, являясь уполномоченным органом, была обязана либо возвратить заявление истцу в течение 10 дней после его получения либо принять решение не позднее 30 дней после ДД.ММ.ГГГГ Просят признать не соответствующим закону и нарушающим их законные интересы бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по их заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в общую долевую собственность, обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу принять решение по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и направить им проект договора купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ Миникаева Р.Р. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Краснопевцева Т.Н. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что проект договора купли-продажи испрашиваемого заявителями земельного участка готов и в настоящее время проходит согласования в Департаменте управления имуществом г.о. Самара, в функции которого входит подготовка проекта решения Главы Администрации г.о. Самара. Просила отложить рассмотрение дела для согласования проекта договора и направления его заявителям.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела не может быть удовлетворено ввиду того, что процессуальный срок рассмотрения дела истекает ДД.ММ.ГГГГ, а заявленная ответчиком причина отложения не может быть признана уважительной для выхода за рамки указанного срока.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Глухова О.В. против удовлетворения иска возражала, указывая, что Департаментом велась работа по заявлению истцов о предоставлении земельного участка, направлялись запросы о предоставлении необходимой для принятия решения информации, а именно, о территориальном зонировании испрашиваемого земельного участка и наличии на нем объектов гражданской обороны. В настоящее время проект договора купли-продажи подготовлен, но пока не подписан.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением на имя Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что истцам с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях сооружение, состоящее из здания № (л.д. 7-8). Им же принадлежит на том же праве земельный участок с кадастровым номером №, на котором частично расположено указанное сооружение. Сооружение и земельный участок приобретены истцами по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как видно из представленной графики (л.д. 9 об.) комплекс сооружений автозаправочной станции в действительности выходит за границы земельного участка с кадастровым номером №, который, согласно данным публичной кадастровой карты (maps.rosreestr.ru) имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости и площадь <данные изъяты>
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9) утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты>, фактически занимаемого той частью автозаправочной станции, которая выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером №
На основании указанного распоряжения земельный участок площадью <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет (со статусом «временный»), ему присвоен кадастровый № (л.д. 10-16)
Как следует из заключения кадастрового инженера Новикова Д.Л. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-34), сооружения автозаправочной станции расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №. В том числе, в пределах этого земельного участка расположена часть здания литера А. Данное обстоятельство указывает на то, что выход сооружения автозаправочной станции за границы земельного участка с кадастровым номером № обусловлен не расширением сооружения, а неправильным определением границ занимаемого им земельного участка.
Таким образом, комплекс принадлежащей истцам автозаправочной станции расположен частично в границах принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером №, а частично – в границах земельного участка с кадастровым номером №. Последний находится в неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, истцы как собственники сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, обладают правом (исключительным) на приобретение указанного земельного участка в собственность или в аренду. Право выбора (между приватизацией земельного участка и заключением договора его аренды) принадлежит истцам.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Тем же актом руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку в рассматриваемом случае государственный кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка уже был осуществлен, для приобретения прав на землю вышеописанная процедура должна осуществляться, начиная с шестого этапа.
Ответчик не оспаривает, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка, как занимаемого находящимся в его собственности нежилыми зданиями. Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является органом, уполномоченным на принятие заявлений о предоставлении земельных участков во всех случаях. Обращение заявителей поступило в Департамент управления имуществом г.о. Самара для подготовки проектов решения Администрации г.о. Самара и проекта договора купли-продажи.
В соответствии с п.3, 5 ст.39.17 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 ст.39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в 3 экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, Администрация г.о. Самары, являясь уполномоченным на разрешение обращения заявителя органом, была обязана либо возвратить заявление истцам в течение 10 дней после его получения либо принять одно из указанных выше решение никак не позднее 30 дней после ДД.ММ.ГГГГ (т.е., не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
Однако ни одно из решений, предусмотренных п.5 ст.39.17 ЗК РФ, до настоящего времени ответчиком не принято. Следовательно, на день рассмотрения дела со стороны Администрации г.о. Самара наличествует противоправное бездействие, выражающееся соответственно в непринятии решения по заявлению истцов и в ненаправлении им проекта договора купли-продажи для подписания.
Закон не определяет, какой именно орган местного самоуправления и в каком порядке должен принимать решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка. Данный вопрос отнесен к ведению муниципального образования. Поэтому Администрация г.о. Самара была вправе установить такой порядок разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, при котором подготовку проекта решения осуществляет Департамент управления имуществом г.о. Самара, а само решение принимается Администрацией г.о. Самара. Однако поскольку окончательное решение вопроса ответчик оставил за собой, именно он несет ответственность за соблюдение установленного законом срока принятия решения, тем более, что заявление адресовано именно Администрации г.о. Самара, а не Департаменту управления имуществом г.о. Самара. Следовательно, Администрация г.о. Самара была обязана обеспечить принятие решения по заявлению истцов не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На наличие каких-либо обстоятельств, препятствовавших принятию решения, ответчик не ссылался.
Неполучение ответов на направленные в порядке межведомственного взаимодействия запросы не может служить основанием к нарушению установленных сроков принятия решения и к ущемлению прав заявителя. Кроме того, очевидно, что направление Департаментом управления имуществом г.о. Самара запросов о территориальном зонировании испрашиваемого земельного участка и наличии на нем объектов гражданской обороны являлось излишним, поскольку сведения о территориальном зонировании земельного участка содержатся, как то и предусмотрено п.14 ст.11.10 ЗК РФ, в решении самого же Департамента управления имуществом г.о. Самара об утверждении схемы расположения данного земельного участка. Отсутствие на земельном участке объектов гражданской обороны явствует из приложенного заявителями технического паспорта сооружения (л.д. 22-33). Более того, само предположение о возможном наличии объекта гражданской обороны на автозаправочной станции нельзя расценить как разумное.
Оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, при рассмотрении заявления истцов органом местного самоуправления не установлено.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя посредством принятия решения по его обращению. Следовательно, ответчик должен принять решение по обращению заявителя, предусмотренное п.5 ст.39.17 ЗК РФ.
Устранение допущенного нарушения прав истцов должно быть осуществлено путем принятия решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, включая подготовку проекта договора купли-продажи и его направление заявителю, как то предусмотрено п.5 ст.39.17 ЗК РФ.
Суд не наделен полномочиями предопределять содержание решения, которое должно быть принято ответчиком, в том числе, условия договора купли-продажи земельного участка, однако изложенная в судебном решении правовая позиция является обязательной для ответчика при принятии решения.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Принимая во внимание, что до настоящего времени проект решения по обращении заявителя и договора купли-продажи не подготовлен, суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является разумным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Бузина В.В. и Бузина О.В. бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по заявлению Бузина В.В. и Бузина О.В. о предоставлении земельного участка.
Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату и направив заявителям проект договора купли-продажи земельного участка, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2016 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь