Дело №5-2904/2021
73RS0002-01-2021-004331-96
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск 01 июня 2021 г.
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Сошкина Г.А.,
с участием защитника ООО «Юг-Сервис» адвоката Боченина А.И.,
главного консультанта департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Ладинскова А.В.,
при секретаре Дикушкиной Е.В. и ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямщиковой А.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Юг-Сервис», ИНН 7327019370, ОГРН 1027301404525 от 01.10.2002 г., юридический адрес: г. Ульяновск, пос. Плодовый, ул. Центральная, д. 13,
УСТАНОВИЛ:
23 марта 2021 г. главным консультантом департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Ладинсковым А.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юг-Сервис» (далее ООО «Юг-Сервис») по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, 02.03.2021 г. в 11 часов 07 минут в ходе проведения мониторинга исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями) указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 (в редакции от 26.02.2021 № 17) «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 распоряжения Губернатора Ульяновской области от 22.04.2020 № 356-р «О мерах по соблюдению режима повышенной готовности на территории Ульяновской области», при осмотре (с применением фотовидеофиксации) магазина «Продукты», расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. Баратаевка, ул. Мира, д. 121А, были выявлены нарушения подпункта 7.1 Указа, приложения 2 подпункта 2.2.2 пункта 2 – работники предприятия торговли не использовали средства индивидуальной защиты; приложения 2 подпункта 2.1.7 пункта 2 – рабочие места не оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции; подпункта 9.2.3 Указа – отсутствуют устройства для обеззараживания воздуха.
Действия ООО «Юг-Сервис» квалифицированы по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Юг-Сервис» с вменяемым юридическому лицу административным правонарушением не согласился, суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГ торговая деятельность в торговой точке, расположенной по адресу: <адрес>, приостановлена, в связи с чем ООО «Юг-Сервис» не могло допустить вменяемые ему нарушения Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 г. № 19.
Главный консультант департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Ладинсков А.В. в судебном заседании показал, что 02.03.2021 г. в рамках проведения мониторинга были выявлены нарушения, допущенные ООО «Юг-Сервис», которые отражены в протоколе об административном правонарушении. При этом указал, что на двери магазина имелась вывеска о том, что магазин принадлежит ООО «Юг-Сервис», в уголке потребителя имелись сведения о данном юридическом лице. В присутствии директора магазина ФИО13. был составлен чек-лист мониторинга, акт осмотра, в которых последняя расписалась. В отношении продавцов магазина, допустивших нарушения, также были составлены протоколы об административных правонарушениях.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Васин Д.П. показал, что является индивидуальным предпринимателем, осуществляет свою предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> в магазине «Продукты». До декабря 2020 года в данном магазине торговую деятельность вело ООО «Юг-Сервис». Здание, в котором расположен магазин, принадлежит ему на праве собственности. С января 2021 года в магазине работают лишь его сотрудники, которые также присутствовали на своих рабочих местах в момент проверки 02.03.2021 года. Кроме того показал, что должности директора магазина у него не существует, работника по фамилии Новикова у него также не имеется. Дополнительно указал, что в уголке потребителя действительно имеется информация относительно ООО «Юг-Сервис», но аналогичная информация размещена и о нем, как индивидуальном предпринимателе. С ООО «Юг-Сервис» у него заключен гражданско – правовой договор на реализацию алкогольной продукции, которая оплачивается покупателями на отдельной кассе.
В качестве свидетеля в судебном заседании была допрошена ФИО8, которая показала, что работает продавцом магазина «Продукты» у индивидуального предпринимателя ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в момент осуществления проверки магазине находилась она и еще один продавец ФИО14. Поскольку было установлено, что она находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Указала, что иных работников, в том числе работников ООО «Юг-Сервис» в магазине не имеется, ФИО10 она не знает.
По обстоятельствам реализации алкогольной продукции ФИО8 дала пояснения, аналогичные пояснениям ИП ФИО7
Выслушав мнение участников процесса, свидетелей, исследовав представленный материал, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительством РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданам и организациям правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а?» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 – ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а?» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами о организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4? пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Так, в соответствии с указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 7.1 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (в редакции, действующей на 02.03.2021 года, то есть в редакции Указа от 26.02.2021 года) работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям) надлежит обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзором, а также требований Стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (приложение N 2 к настоящему указу).
В силу приложения 2 пункта 2 подпункта 2.2.2 работникам надлежит использовать на рабочем месте СИЗ органов дыхания (гигиенические маски).
Руководителям организаций (индивидуальным предпринимателям) (далее - работодателям) надлежит обеспечить оснащение рабочих мест устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции, в случае необходимости контактов работников с посетителями (приложения 2 пункта 2 подпункта 2.1.7).
Согласно п. 9.2.3 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 организациям надлежит обеспечить использование в торговых залах, объектах общественного питания, фитнес-центрах, кинотеатрах (кинозалах), театрах, игровых комнатах, караоке-залах и иных помещениях с массовым и (или) постоянным пребыванием лиц устройств для обеззараживания воздуха, в том числе рециркуляторов, в соответствии с требованиями (рекомендациями) Роспотребнадзора.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 02.03.2021 года в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствовали устройства для обеззараживания воздуха, в том числе рециркуляторы, в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, отсутствовали устройства, предохраняющие работников от прямой капельной инфекции в случаях необходимости контактов работников с посетителями, работники торговли не использовали СИЗ.
Главным консультантом департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Ладинсковым А.В. сделан вывод о том, что ООО «Юг-Сервис» нарушены правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
С указанным выводом согласиться нельзя ввиду отсутствия в материалах дела достаточных доказательств.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательства виновности ООО «Юг-Сервис» суду представлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ООО «Юг-Сервис» о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ торговой деятельности юридического лица по адресу: <адрес> а; патент, выданный ИП ФИО7 на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе, с использованием магазина, расположенного по указанному выше адресу; чек – лист мониторинга торговой организации от ДД.ММ.ГГГГ и акт осмотра магазина № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные директором магазина ФИО10, в которых отражены выявленные нарушения; фотоматериал, на котором изображены правоустанавливающие документы на ООО «Юг-Сервис», общий вид магазина снаружи, продавцы торговой точки, находящиеся без средств индивидуальной защиты органов дыхания; копия журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Юг-Сервис» по адресу: <адрес>, из которого следует, что продажа данной продукции осуществлялась.
Иных доказательств, подтверждающих совершение ООО «Юг-Сервис» правонарушения при обстоятельствах, которые возможно было квалифицировать по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не имеется.
Вместе с тем, из представленных суду доказательств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, были нарушены именно ООО «Юг-Сервис».
В ходе проведения мониторинга должностным лицом не установлена личность директора магазина ФИО10, которая, согласно представленным документам, являлась представителем юридического лица, в материалах дела отсутствует приказ о назначении ее на должность директора магазина ООО «Юг-Сервис».
Продавцы, которые находились в магазине при осуществлении мониторинга, являлись работниками ИП ФИО7, что подтверждается приказом ИП ФИО7 о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО9, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между индивидуальным предпринимателем и ФИО8, сведениями о трудовой деятельности зарегистрированного лица, из которых следует, что ИП ФИО7 выступил страхователем работника ФИО8, персонифицированными сведениями о застрахованных ИП ФИО7 лицах, согласно которым лицами, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, являются, в том числе, ФИО8 и ФИО9, копиями платежных поручений за 2021 года, из которых усматривается, что ИП ФИО7 производит оплаты страховых взносов.
В судебном заседании не были опровергнуты доводы защитника ООО «Юг-Сервис» в части того, что юридическое лицо не осуществляет торговую деятельность в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, магазин принадлежит ИП ФИО7 и используется им в предпринимательских целях.
Напротив, доводы защитника были подтверждены в судебном заседании показаниями ИП ФИО7 и продавца ФИО8, копией свидетельства о государственной регистрации права ФИО7 на здание, в котором расположен магазин.
Факт осуществления реализации алкогольной продукции, принадлежащей ООО «Юг-Сервис» работниками ИП ФИО7, не свидетельствует о том, что юридическим лицом либо его работниками допущены нарушения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Каких-либо бесспорных доказательств, подтверждающих, что ООО «Юг - Сервис» нарушены требования Указа Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года №19 по делу не имеется, в связи с чем состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в действиях юридического лица отсутствует.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л А:
производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственность «Юг-Сервис» по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.А. Сошкина