Дело № 3а-275/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2020 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бажа И.М., при секретаре Зубриловой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Потребительского общества «Нахрачи» к Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, Бюджетному учреждению ХМАО-Югры «Центр имущественных отношений» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество «Нахрачи» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес), кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 01.01.2019 года в размере 35 345 666,32 рублей, а рыночная стоимость согласно отчету оценщика – 18 744 000 рублей;
- нежилого помещения <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес), кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 01.01.2019 года в размере 6 260 440,20 рублей, а рыночная стоимость согласно отчету оценщика – 3 832 000 рублей;
- нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес), кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 01.01.2019 года в размере 10 464 326,16 рублей, а рыночная стоимость согласно отчету оценщика – 6 191 000 рублей.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости нарушает, по мнению административного истца, его права при начислении налогов. В целях снижения налоговых платежей истец просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Представители административного истца, ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.
Представители административного истца, БУ ХМАО-Югры «Центр имущественных отношений» и Правительства ХМАО-Югры ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Управлением Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра», Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО – Югры, представлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых они просят рассмотреть дело без участия их представителей и принять решение по усмотрению суда.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Потребительское общество «Нахрачи» является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес) (выписка из ЕГРН от 25.03.2020 года);
- нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес) (выписка из ЕГРН от 25.03.2020 года);
- нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес)(выписка из ЕГРН от 261.03.2020 года).
Согласно выпискам из ЕГРН от 17.03.2020 г. оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2019 года и утверждена Приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 19.11.2019 г. № 19-НП в размере:
- нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 35 345 666,32 рублей, дата внесения сведений в ЕГРН - 20.01.2020 г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> – 6 260 440,20 рублей, дата внесения сведений в ЕГРН - 29.01.2020 г.
- нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 10 464 326,16 рублей, дата внесения сведений в ЕГРН - 28.01.2020 г.
В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса РФ организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (движимое и недвижимое имущество), признаются налогоплательщиками.
Законом ХМАО-Югры от 29.11.2010 г. № 190-оз «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ).
С учетом того, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости и плательщиком соответствующих налогов, результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства влияют на права и обязанности Общества, и оно вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчет об оценке нежилого помещения и нежилых зданий № (номер) от 26.03.2020 года, подготовленный оценщиком <данные изъяты>, согласно которому по состоянию на 01.01.2019 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 18 744 000 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 832 000 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 6 191 000 рублей.
В силу положений ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Анализ представленного истцом отчета свидетельствует о его соответствии требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием предусмотренных законом подходов и методов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчет мотивирован и не содержит противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся у него в собственности, или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что представленный истцом отчет отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнения в достоверности.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании положений ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В данном случае датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной следует считать дату обращения истца в суд, то есть 16.04.2020 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 01.01.2019 в размере его рыночной стоимости – 18 744 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 01.01.2019 в размере его рыночной стоимости – 3 832 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 01.01.2019 в размере его рыночной стоимости – 6 191 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 16.04.2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения, путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра И.М. Бажа