Дело № 5-5729/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 16 декабря 2020 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении Соболева Д.С.
УСТАНОВИЛ:
В Волжский городской суд Волгоградской области на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении от 06 декабря 2020 года АЕ-34 920637, составленный полицейским ОБ ППСП Управления МВД России по городу Волжскому ФИО4 в отношении Соболева Д.С., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Изучив при подготовке к рассмотрению дела протокол об административном правонарушении в отношении Соболева Д.С. и приложенные к протоколу материалы, прихожу к выводу, что в связи с неправильным составлением протокола об административном правонарушении и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
На основании ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, в том числе, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, о чем выносится определение.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (часть 1 статьи 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями) разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ для проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, по делам об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренным ст. 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Соболева Д.С., в нем указано, что 06 декабря 2020 года в <...> минут в волгоградской области, <адрес>, в помещении магазина «Ваш магазин», не являющимся местом массового скопления (пребывания) граждан, Соболев Д.С. находился без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) в период действия на территории Волгоградской области режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий, чем нарушил п. 3.10 Постановления Губернатора Волгоградской области от 26 ноября 2020 года №745, ст. 29 ФЗ от 30 марта 1999 года №52, совершив тем самым невыполнение правил поведения при проведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Вместе с тем, Кодекс Волгоградской области об административной ответственности не содержит статьи 20.6.1 об ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
По смыслу норм действующего законодательства в случае нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в том числе от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», №31 от 16 октября 2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», действия граждан, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей подлежат квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», вступившим в силу с 28 октября 2020 года, постановлено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Согласно п. 3.10 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 13 ноября 2020 №716), действующего в период инкриминируемого нарушения, лица, проживающие (находящиеся) на территории Волгоградской области обязаны соблюдать постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» об обеспечении ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах; использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относящихся к местам массового пребывания людей.
При этом под местом массового пребывания людей согласно действующему законодательству (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 ноября 2020 года №745 «О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на которое имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, в постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 внесены изменения только в абзац седьмой подпункта 3.3 пункта 3, не имеющего отношения к описанному в протоколе об административном правонарушении деянию; тогда как в подпункт 3.10 пункта 3 Постановления №179, действующего в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 13 ноября 2020 №716 на момент рассматриваемых событий, изменения не вносились.
Исходя из приведенных норм права, описанное в протоколе об административном правонарушении деяние, вменяемое Соболеву Д.С. и выразившееся в нарушении п. 3.10 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года №179 (в редакции Постановления от 13 ноября 2020 года №716), возлагающего обязанность на лиц, проживающих (пребывающих) в Волгоградской области, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы) при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относящихся к местам массового пребывания людей, не соответствует диспозиции данной нормы и, соответственно, ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Кроме того, к протоколу не приложены доказательства того, что Соболев Д.С. совершил вмененное ему правонарушение, выразившееся в неиспользовании средств индивидуальной защиты органов дыхания, именно при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, не относящихся к местам массового пребывания людей, в нарушение правил поведения при проведении режима повышенной готовности на территории Волгоградской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, а не Кодекса Волгоградской области об административной ответственности; в материалах дела отсутствует информация о магазине «Ваш магазин», в котором находился Соболев Д.С. без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе, о собственнике (владельце) помещения, в котором находится магазин, характеристики магазина, для установления, относится ли он к местам массового пребывания граждан, что не позволяет устранить неполноту представленных материалов.
Таким образом, протокол об административном правонарушении приложенные к нему доказательства не позволяют установить квалификацию деяния - как невыполнение правил поведения при проведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не указано, статья какого кодекса - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, предусматривает административную ответственность за вмененное Соболеву Д.С. административное правонарушение.
Нарушения, допущенные составителем протокола об административном правонарушении, носят существенный характер, поскольку наличие вышеуказанных недостатков протокола и неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, ввиду его неправильного составления и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, для устранения указанных выше нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от 06 декабря 2020 года и другие материалы дела в отношении в отношении Соболева Д.С., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, возвратить полицейскому ОБ ППСП Управления МВД России по г. Волжскому ФИО4, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток.
Судья: Н.Г. Винецкаягра