Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-609/2019 ~ М-455/2019 от 29.03.2019

                                

66RS0008-01-2019-000638-39

Дело № 2-609/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2019 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М.С.,

при секретаре Брагиной И.В.,

с участием Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурор Краузе О.В.,

ответчика ИП Власовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурор, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Власовой Н.В. о возложении обязанности устранить нарушение экологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП Власовой Н.В., в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2019 произвести работу по отнесению отходов I-V класса опасности к конкретному классу опасности, разработать и получить паспорта на отходы на I- IV класса опасности; возложить обязанность на постоянной основе вести учет в области обращения с отходами, в том числе в срок до 01.09.2019 завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы: данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем, данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя, данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, прокуратурой по обращению граждан проведена проверка законодательства об обращении с отходами в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги шиномонтажа на территории г. Нижнего Тагила. Необходимость прокурорской проверки была обусловлена повышенным вниманием общественности, уделяемым в настоящее время вопросам обращения с отходами. Так, 19.02.2019 прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена выездная проверка деятельности ИП Власовой Н.В., осуществляющей деятельность по адресу: <Адрес>. При осмотре территории установлено, что в результате деятельности по оказанию услуг шиномонтажа образуются и накапливаются твердые коммунальные отходы. На момент проверки накопление отходов осуществлялось в металлической емкости. В нарушение требований законодательства у ИП Власовой Н.В. отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности, материалы, обосновывающие отнесение отходов I-V класса опасности к конкретному классу опасности. ИП Власовой Н.В. не выполняется обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Таким образом, ИП Власовой Н.В. не в полной мере исполняются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.

    В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Власова Н.В. исковые требования не признала, указав, что она занимает помещение на основании договора аренды, которым предусмотрено, что ответственность по передаче на размещение, а также по оплате негативного воздействия на окружающую среду производственных отходов IV-V классов опасности, образующихся у арендатора, арендодатель берет на себя. Кроме того, у арендодателя заключен договор на оказание услуг по транспортированию и захоронению твердых отходов и имеются паспорта отходов.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Названным Федеральным законом предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2).

В силу положений ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (абз. 1 п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Власова Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Ею на принадлежащем ей на праве аренды земельном участке площадью 64 кв.м, расположенном в г. <Адрес>, оказываются услуги шиномонтажа.

19 февраля 2019 года совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена проверка деятельности ИП Власовой Н.В. по указанному адресу.

При осмотре территории установлено, что в результате деятельности по оказанию услуг шиномонтажа образуются и накапливаются твердые коммунальные отходы. На момент проверки накопление отходов осуществлялось в металлической емкости. Указанные факты ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривались.

В силу ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Положениями п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. п. 1, 2, 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1).

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (п. 2).

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, вступившим в законную силу с 01.08.2014, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, в соответствии с п. п. 3, 4, 5 которых паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Согласно п. 6 указанных Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пунктом 7 указанных Правил определено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с п.п. 2.3 СаНПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 № 80, класс опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

В нарушение требований законодательства у ИП Власовой Н.В. отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности, материалы, обосновывающие отнесение отходов I-V класса опасности к конкретному классу опасности.

Поскольку материалами дела установлен факт образования в ходе осуществления ИП Власовой Н.В. деятельности отходов I-IV класса опасности, факт неоформления ответчиком паспортов на данные отходы и ненаправления паспортов в уполномоченный орган, то требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по производству работ по отнесению отходов I-V класса опасности к конкретному классу опасности, по разработке и получению паспортов на отходы на I-IV класса опасности подлежат удовлетворению.

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика об отсутствии у нее обязанности по оформлению паспортов на отходы в связи с тем, что она является арендатором земельного участка и договором аренды предусмотрена ответственность арендодателя по передаче на размещение, а также по оплате негативного воздействия на окружающую среду производственных отходов IV-V классов опасности, а также наличием у арендодателя паспортов отходов, поскольку наличие в договоре указанного условия не освобождает ответчика от соблюдения требований экологического законодательства. Кроме того, ответчиком не представлены материалы, подтверждающие отнесение отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, чем для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора в письменной и/или электронной форме о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. По итогам подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода согласно Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением N 712. Для составления и утверждения паспорта на опасные отходы I - IV класса необходимо проведение ряда мероприятий по отнесению вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, предшествующих подтверждению отнесения уполномоченным органом отходов к конкретному классу опасности, без такого подтверждения составление и утверждение паспорта отходов невозможно.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Таким документом является Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок).

В силу ст. 1 Порядка порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета    образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах

Статьей 5 Порядка установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В соответствии со ст. 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

В нарушение вышеуказанных требований закона ИП Власовой Н.В. не выполняется обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности на постоянной основе вести учет в области обращения с отходами, в том числе в срок до 01.09.2019 завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы: данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем, данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя, данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя, подлежат удовлетворению.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На этом основании и в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 333.20 и пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурор, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Власовой Н.В. о возложении обязанности устранить нарушение экологического законодательства удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Власову Н.В. в срок до 01 сентября 2019 года:

- произвести работу по отнесению отходов I-V класса опасности к конкретному классу опасности, разработать и получить паспорта на отходы на I - IV класса опасности;

    - завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы: данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем, данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя, данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя; и вести учет в области обращения с отходами на постоянной основе.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Власовой Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        М.С. Каракаш

2-609/2019 ~ М-455/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетальский природоохранный прокурор
Ответчики
ИП Власова Наталья Владимировна
Суд
Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Каракаш Марина Серафимовна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--svd.sudrf.ru
29.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее