Решение
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года адрес
Кунцевский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи Шеровой И.Г.,
при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-222/23 по исковому заявлению Кунцевского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Катичевой фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград", о признании адреса - адресом массовой регистрации, признании действий собственника незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кунцевский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит:
- Признать действие собственника - Катичевой Марины Владимировны по массовому предоставлению площади по адресу: адрес без намерения использовать его для размещения исполнительных органов вышеуказанных юридических лиц незаконным.
- Признать адрес: адрес адресом массовой регистрации, сведения о котором были внесены в государственный реестр без намерения использовать его для размещения исполнительных органов и осуществления связи с зарегистрированными юридическими лицами.
- Признать недостоверными сведения об адресе (месте нахождения): адрес в отношении следующих юридических лиц фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград", о чем внести соответствующие данные в государственный реестр.
- Обязать юридические лица, в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу представить в установленном порядке для внесения в государственный реестр сведения о своем фактическом адресе (месте нахождения), используемом для осуществления связи с ними.
Иск мотивирован тем обстоятельством, что Межрайонной прокуратурой в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований налогового законодательства и законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам рассмотрения обращения Инспекции ФНС России № 31 по адрес (далее - Инспекция, налоговый орган), содержащего сведения о выявлении адреса массовой регистрации: адрес
По состоянию на «03» марта 2022 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о регистрации по данному адресу 52 юридических лица.
Собственник помещения - Катичева Марина Владимировна паспортные данные начиная с 2019 по настоящее время предоставила данное помещение для размещения 52 организаций, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.
В ходе проведенной проверки с целью осмотра помещения и установления достоверности сведений о размещении по указанному адресу исполнительных органов юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, установлено жилое помещение, расположенное на первом этаже; площадь помещения - 24.70 кв. м., назначение здания (помещения) - нежилое; дверь в помещение заперта на замок, вывески с наименованием юридических лиц, рабочие места юридических лиц - не обнаружены; постоянно действующие исполнительные органы либо иные органы, либо лица, имеющие право действовать от имени юридических лиц без доверенности, в указанном помещении на дату проведения проверки отсутствуют (протокол осмотра от 25.03.2022 №б/н).
Указание юридическим лицом адреса, по которому оно не находится, повлекшее внесение в государственный реестр недостоверных сведений, нарушает нормы действующего законодательства.
Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического липа затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с ним. Такого рода недостоверность, по существу означающая отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения юридического лица, лишает участников гражданского оборота в случае неисполнения таким юридическим лицом своих обязательств, возможности защитить свои права и законные интересы, предъявить требования, обратиться за защитой в суд, исполнить судебный акт.
Отсутствие сведений о фактическом месте нахождения нарушает и интересы Российской Федерации, препятствуя осуществлению государственного контроля за такими организациями.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Катичевой М.В. иск не признал.
В судебное заседание иные, заявленные в иске представители ответчиков не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили.
В судебном заседании третье лицо – представитель ИФНС № 31 по адрес не возражал против удовлетворения иска.
В судебное заседание третье лицо – представитель ИФНС № 46 по адрес не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица.
В соответствии с и. 4 ст. 52 ГК РФ устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а - также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность данной информации.
Согласно ст. 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В соответствии с п.п. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств (ст. 316 ГК РФ), уплаты налогов (ст. 19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации), подсудность споров (глава 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, параграф 2 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, глава 2 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со ст. 12, 14, 17 Закона о государственной регистрации, при государственной регистрации юридического лица при создании (статья 12), реорганизации (статья 14), при внесении изменений в сведения о нем (статья 17), заявитель представляет в регистрирующий орган заявление установленной формы, в том числе, заверенное нотариально, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Указание юридическим лицом адреса, по которому оно не находится, повлекшее внесение в государственный реестр недостоверных сведений, нарушает указанные выше нормы действующего законодательства.
Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического липа затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с ним. Такого рода недостоверность, по существу означающая отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения юридического лица, лишает участников гражданского оборота в случае неисполнения таким юридическим лицом своих обязательств, возможности защитить свои права и законные интересы, предъявить требования, обратиться за защитой в суд, исполнить судебный акт.
Отсутствие сведений о фактическом месте нахождения нарушает и интересы Российской Федерации, препятствуя осуществлению государственного контроля за такими организациями.
Согласно ст. ст. 6, 7.1. Закона о государственной регистрации, обязательному внесению в государственные реестры подлежат записи о недостоверности сведений о юридическом лице.
Из материалов дела следует, что Межрайонной прокуратурой в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований налогового законодательства и законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам рассмотрения обращения Инспекции ФНС России № 31 по адрес (далее - Инспекция, налоговый орган), содержащего сведения о выявлении адреса массовой регистрации: адрес.
По состоянию на «03» марта 2022 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о регистрации по данному адресу 52 юридических лица.
Собственник помещения - Катичева Марина Владимировна начиная с 2019 по настоящее время предоставила данное помещение для размещения 52 организаций, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.
В ходе проведенной проверки с целью осмотра помещения и установления достоверности сведений о размещении по указанному адресу исполнительных органов юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, установлено жилое помещение, расположенное на первом этаже; площадь помещения - 24.70 кв. м., назначение здания (помещения) - нежилое; дверь в помещение заперта на замок, вывески с наименованием юридических лиц, рабочие места юридических лиц - не обнаружены; постоянно действующие исполнительные органы либо иные органы, либо лица, имеющие право действовать от имени юридических лиц без доверенности, в указанном помещении на дату проведения проверки отсутствуют (протокол осмотра от 25.03.2022 №б/н).
В помещении по адресу: адрес отсутствуют реальные условия для размещения 52 юридических лиц, в том числе, в связи с нарушением требований охраны и организации труда.
Так, согласно пункту 3.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы», площадь помещения для одного работающего должна составлять не менее 4,5 кв.м.
адрес помещения по указанному адресу составляет 24.70 кв.адрес образом, на каждое из 52 юридических лиц приходится 0.47 кв.м, площади помещения, что делает невозможным осуществление деятельности их органов управления.
Каких-либо косвенных признаков нахождения зарегистрированных организаций по данному адресу также не обнаружено.
Таким образом, сведения о заявленном адресе в документах, представленных для государственной регистрации поименованных юридических лиц, являлись и являются недостоверными, поданными с целью внесения не соответствующей действительности информации в ЕГРЮЛ, без намерения осуществлять финансовохозяйственную деятельность, что нарушает нормы установленного правопорядка.
Необходимым условием для государственной регистрации является не только представление заявителем полного комплекта документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей отражению в государственных реестрах, что следует из положений ст.ст.4, 12, 14, 17, 25 Закона о государственной регистрации и ст.ст. 3, 13, 14 Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что собственник - Катичева Марина Владимировна заключала договоры на право пользований помещением по адресу: адрес с 52 юридическими лицами при отсутствии фактической возможности предоставить данное помещение им в пользование. А равно, указанные юридические лица совершали вышеуказанные сделки без намерения реального его использования для размещения своих исполнительных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из анализа приведенной нормы права следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лица, управомоченного на осуществление принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, установленных данной статьей и причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что у вышеуказанных предприятий отсутствует фактическая возможность взаимодействовать с органами государственной власти, так как в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют иные сведения о его фактическом (действительном) местонахождении, а по юридическому адресу ни данные организации, ни их единоличный исполнительный орган не располагаются.
Регистрация юридического лица по недостоверному адресу нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным предприятием, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа по месту юридического адреса не позволяет надлежащему осуществлению государственных функций, в том числе и налогового контроля.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, так как согласно выписок из ЕГРЮЛ, в отношении юридических лиц: фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград" в реестр внесены сведения о недостоверности информации об адресе данных юридических лиц и в указанной части не требуется судебного решения.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что у вышеуказанных предприятий отсутствует фактическая возможность взаимодействовать с органами государственной власти, так как в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют иные сведения о его фактическом (действительном) местонахождении, а по юридическому адресу ни данные организации, ни их единоличный исполнительный орган не располагаются.
Регистрация юридического лица по недостоверному адресу нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным предприятием, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа по месту юридического адреса не позволяет надлежащему осуществлению государственных функций, в том числе и налогового контроля.
Согласно абз. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно абз.4 п. 1 ст. 4 Закона №129-ФЗ государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Внесение изменений в связи со сменой адреса юридического лица предусмотрено ст. 17 Законом №129-ФЗ, согласно которой уполномоченным лицом юридического лица представляется в регистрирующий орган определенный пакет документов.
До настоящего времени оснований для внесения таких изменений не имеется, поскольку ответчики не представили в регистрирующий орган соответствующих документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Кунцевского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Катичевой Марине Владимировне, фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград", о признании адреса - адресом массовой регистрации, признании действий собственника незаконными, возложении обязанности- удовлетворить частично.
Признать факт регистрации фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград"по адресу : адрес адресом массовой регистрации, сведения о котором были внесены в государственный реестр без намерения использовать его для размещения исполнительных органов и осуществления связи с зарегистрированными юридическими лицами.
Признать недостоверными сведения об адресе (месте нахождения) следующих юридических лиц: фио "Металлсервис", фио "Транстест", фио "Вертикаль", фио "Технология-М", фио "Матрешка", фио "Сититрейд", фио "Атлантисс групп", фио "Правовой центр "Стратегия", фио "Эра-М", фио "Техносонус", фио "Бено-трэвел", фио "Рэдфокс", фио "Кедр тех", Катичевой Марине Владимировне, фио "Дока", фио "Бикарпро", фио "Прогресс", фио "КБ Интех", фио "Хемп", фио "Стройград"по адресу : адрес .
Обязать указанных юридических лиц в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу представить в установленном порядке для внесения в государственный реестр сведения о своем фактическом адресе (месте нахождения), используемом для осуществления связи с ними.
В удовлетворении требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Кунцевский районный суд адрес в течение тридцати дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья фио
Мотивированное решение изготовлено судом 3 мая 2023